Видение владыки Антония проблемы экологии
неразрывно связано с его отношением к материальному миру.
Действительно, у христиан часто встречается отношение к
материальному, телесному, как к нечто нечистому, о чем и
думать не годится человеку, – ставшему нечистым через
грехопадение. Не так видит владыка Антоний Сурожский,
который подчеркивает, что материальный мир создан Богом.
Владыка Антоний напоминает о том, что
говорил Семён Людвигович Франк (в рецензии на одну из книг
отца Сергия Булгакова):
«... христианство – единственная,
радикальная и последовательная форма материализма.
Потому что материализм игнорирует материю, тогда как
христианство ей придает абсолютное и окончательное
значение. Для материалиста материя - строительный
материал. Для христианина материя - нечто, что
должно войти в Царство Божие, что должно всё
просиять Божественным приобщением, когда Бог будет
все во всем, как мы, приобщимся Божественной
природе».
И дальше владыка утверждает, что материя –
от Бога, и человек Богом сотворён из этой же материи:
«… рассказ о
создании человека очень интересен. Нам не говорится,
что Бог, создав самых высоких, развитых животных,
дальше делает следующий шаг, чтобы еще более
совершенное живое существо создать. Нам говорится,
что когда все твари созданы, Бог берет глину земную
и творит человека из этой глины. Я не хочу сказать,
что это описание того, что совершилось, но этим
указано, что человек создан из основной материи
всего мироздания. Разумеется, из этой же материи
созданы другие существа, но подчеркнуто здесь, что
человек не в отрыве от других существ, что он создан
из того элементарного, основного, из чего все
остальные твари вышли. И это нас делает родными не
только — как неверующий бы сказал — «самым высоким
формам животного мира», это нас делает родными и
самым низким тварям земным. Мы созданы из того же
материала. И это очень важно, потому что, будучи
родными всему тварному, у нас прямое соотношение с
ним. И когда святой Максим Исповедник, говоря о
призвании человека, пишет, что человек создан из
элементов материального мира и из элементов
духовного мира, что он принадлежит и духовному миру
и вещественному, он подчеркивает, что благодаря
этому, содержа в себе и вещественное и духовное,
человек может привести все созданные твари к
духовности и привести их к Богу. Это — основное
призвание человека».
Как христиане мы знаем – мы верим – что
человек Богом поставлен хозяином всего живого. В книге Бытия
мы читаем:
«И сотворил Бог человека по образу
Своему, по образу Божию сотворил его, мужчину и
женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал
им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте
землю, и обладайте ею, и владычестувйте над рыбами
морскими, и над птицами небесными, и над всяким
животным, пресмыкающимся по земле. (Быт. 1, 27-28)».
Если отвлечься от чудесной поэтической
формы, в которую облечено это высказывание, и вдуматься в
его суть, то это наказ – Божий наказ – бережно относиться к
окружающей среде. Ведь хозяин не тот, который портит свое
хозяйство: для такого горе-хозяина есть другое слово. Любая
порча, которую мы вносим в природу, есть отказ от образа
Божьего, в котором мы созданы, и мне кажется, что это грех,
который никакими молитвами нельзя замолить.
В центре религиозной философии владыки
Анитония стоит Христос – сын Божий, воплотившийся, отданный
на страдания во искупление грехов наших, распятый и
воскресший. И это в понимании владыки глубоко связано с
материальным миром в космическом масштабе:
«... , воплощение значит, что
Божество соединилось с материей /выделено мною – ВБШ/:
это говорит о том, что материя всей вселенной
способна на воссоединение с Богом в том неописуемом
чуде, которое апостол Павел называет «Бог все во
всем» (1 Кор. 15, 28). И мне кажется, что теперь
надо говорить гораздо больше, чем раньше, о величии
человека, о том, что мы можем верить в человека,
верить с такой же глубиной и уверенностью, как мы
говорим «я верую в Бога»».
Так владыка замечательным образом обьединяет
нашу веру в Бога с признанием ценности материального мира. И
отсюда только один шаг к видению владыки современной
проблемы экологии:
«И вот нам надо
вернуться не к «экологическому» представлению, а к
представлению о том, что мир являет собой одно
целое, созданное Богом для нас, одно целое, о
котором можно говорить даже с безбожником, но
которое является частью нашей судьбы, общей судьбы и
человека и вещественного мира.»
Представление о целостности мира, созданного
Богом, владыка выражает в разных словах, сводящихся к
одному:
«Для христианина поклонение Богу и
служение человеку - одно и то же. Это две стороны
одной медали. Мы не можем поклоняться Богу, Который
есть любовь, без любви. Мы не можем исповедовать
Бога, Который есть любовь, не воплощая эту любовь в
жизнь. Мы не можем называться учениками Христа,
Который взял на Себя трагическую солидарность и с
Богом и с людьми одновременно, и отказываться от
ответственности, от солидарности и с Богом и с
людьми».
Само собой разумеется, что наша любовь
родителей, братьев и сестер, жены или мужа, детей своих,
отличается от любви других людей, с которыми мы даже не
знакомы, но не любить мы тех, незнакомых нам, не должны,
только проявление любви отличается, и любовь чужих может
проявляться по меньшей мере нашим бережным отношением к
окружающей среде, ибо окружающая среда – биосфера, по
Вернадскому – она общая, и то, что мы портим, мы портим для
всех, а это уже выражение нелюбви к нашему ближнему.
Тем самым мы подошли вплотную к тому, как
владыка видит роль отдельного человека в стремлении к
сохранению природы. Передам словами владыки:
«... мне кажется,
что мы можем начать только с себя и с малого. И если
один человек за другим начнет с себя и что-то будет
творить достойное и себя и созданного мира, и в
конечном итоге и Бога, тогда что-то может
перемениться постепенно. Зараз не переменится.
Сознание людей переменится. Мы знаем, например, из
житий святых, как вокруг них образовались как бы
оазисы любви, мира, и даже природа менялась, звери
иначе относились друг к другу и т.д.
Мне вспоминается из
французского романа рассказ о том, как некий
человек, побывав на островах Тихого океана, увидав
природу, какая она есть, когда человек ее еще не
опоганил, не осквернил, не разрушил, ее
действительно возлюбил. Он вернулся во Францию,
купил клочек совершенно иссохшей земли, где были
только камни и почва, на которой ничто не могло
расти, и он стал этой почве, этому участку петь
песни любви. И постепенно эта почва начала
отзываться, и вырос райский сад, куда стали
собираться звери из окружения. Причем такие, которые
друг от друга нормально бежали бы. Собираются все,
за исключением одного зверя: лиса не пришла. Он
сначала страшно болел душой за эту лису: как это
лиса не понимает, что тут рай, где так было бы ей
хорошо. Потом ему стало обидно, он стал
раздражаться, потому что пока она не придет в рай,
рай-то неполный. И постепенно ему пришла мысль: а не
будь лисы, рай будет полный. И он лису убил. Когда
он вернулся на участок, всё завяло, все звери
разбежались, всё вымерло... Я думаю, это мы и
делаем. Если бы мы могли так полюбить - не участок
земли, а тот участок жизни, который нам принадлежит,
и пели бы ему песни любви (не сентиментальные, не
Вертинского, а что-нибудь более оживляющее,
одухотворяющее), то мы могли бы это создавать в
маленьких уголках, которые потом, может быть,
слились бы. И главное помнить, что нельзя создавать
против чего-нибудь, а только создавать и никогда не
думать, что у нас был бы рай, если бы "их" не было:
не было бы коммунистов, или немцев, или русских, или
эксплуататоров, или кого-нибудь другого. Вся задача
жизни в том, чтобы и человек стал Человеком, а не
только зверь был освобожден от рабства и земля
освобождена от нашего рабства.»
При этом владыка не
забывает, в каком окружении мы живём:
«Мы живем сейчас в
секулярном обществе. Мы в нем, даже если сами «не от
мира». Но нам следует быть очень осторожными, чтобы
не провести это различие слишком резко и не
вообразить наивно, будто мы живем в мире, но вовсе
не принадлежим ему. На самом деле мир не только
окружает нас – в большой степени он и внутри нас. Мы
не принадлежим безоговорочно, в совершенной мере
Царству Божию среди мира, который нам чужд. Оба
члена этого противопоставления ложны. Мы в
становлении, но еще не достигли его, а окружающий
нас мир – не просто та тьма внешняя, о которой
говорит Евангелие (Мф 8:12). Это тоже сложная,
чрезвычайно богатая среда, где Бог действует и
которая часто более чутка и восприимчива к духовным
ценностям, чем мы - мы, ослепленные привычкой и
образом действий, унаследованным от прошлого.»
( Митрополит
Сурожский Антоний «СЛУЖЕНИЕ ХРИСТИАНИНА В
СЕКУЛЯРНОМ ОБЩЕСТВЕ»)
На этом я хочу закончить своё сообщение и
дать вам возможность высказаться, но прежде хочу показать
несколько фотографий с владыкой, каким мы его помним.
Цитаты у меня взяты в основном из беседы МА
«О призвании человека»
|