Книга Митрополита Антония «Уверенность в вещах невидимых»
несет в себе двойной заряд. Она – последнее выстраданное
слово, свидетельство настоящего христианина, великого
человека и является абсолютной объективной ценностью. С
другой стороны – это тихий, личный, очень интимный голос,
который необходим тебе сейчас, в данную минуту твоей жизни.
Это вообще свойственно текстам митрополита Антония, такая
абсолютная надмирность и, одновременно, такая личная тихая
интимность.
Этот текст пришел ко мне очень вовремя, так всегда бывает
с такими текстами, они как настоящие друзья приходят, когда
тебе нужна помощь. У меня был период внутреннего
профессионального кризиса (кто не знает – я занимаюсь
психологической помощью как верующим так и неверующим,
работаю как индивидуально, так и с семейными проблемами).
Было несколько долгих, трудных и в основном положительных
работ. Мы с моими клиентами преодолели серьезные проблемы их
жизни. Но реакция их близких на эти изменения меня просто
потрясла! Это была глубоко негативная реакция, полное
неприятие самостоятельности близкого человека, его свободы,
внутренней независимости, так необходимой для взрослой
ответственной жизни. Иными словами, близкие не приняли факта
взросления моих клиентов, оказались совершенно не готовы к
уважительным партнерским отношениям. Это известный феномен,
его знают многие терапевты, которые работают с семьями -
часто болезнь или любая другая проблема бессознательно нужны
семье, это часто играет роль связки между членами семьи,
является неосознанным рычагом влияния и так далее. Но когда
встречаешь такие реакции в среде верующих, невольно
задаешься вопросом – как это возможно!? Как возможно, чтобы
человек постулировал высокие духовные христианские ценности,
на сознательном уровне верил в них, а бессознательно, не
отдавая себе в этом отчета, реализовывал бы в
действительности если не прямо противоположное, то далекое
от декларируемого. И это действительно возможно.
Я позволю себе маленькое отступление. Я в эти выходные
была за городом, каталась на лыжах, наша деревня осталась
далеко позади, я оказалась на опушке леса, передо мной было
белоснежное поле, вдалеке над маленькими деревенскими
домиками поднимался дым из трубы, кто-то топил печку, вокруг
не было ни единой души, только звенящая тишина и тихий звук
одинокой птички. Меня удивил легкий едва уловимый звук
колокольчика, было странно услышать его в этом месте, я не
могла понять, откуда этот дивный звук, и вдруг увидела, что
из леса выехали сани, запряженные лошадью, и на сбруе у
лошади звенел тот самый колокольчик. В этой картине была
такая соразмерность и гармония, человек, животное, поле,
лес, небо, и над всем этим Божья благодать! Вдруг издалека
загрохотала электричка, среди этой гармонии звук поезда был
как угроза, как вторжение. И гармония распалась. Я подумала
о том, что цивилизация несет нам комфорт, удобство,
возможности, но забирает нас самих. Мы перестаем слышать
свой собственный внутренний голос, как тот колокольчик, он
заглушается грохотом поездов, машин, телефонов.
Еще Юнг писал о том, что человек платит за цивилизацию
ценою собственного расщепления, он перестает слышать свой
голос, свою глубину, как сказал бы Померанц. В результате мы
имеем человека, потерявшего внутренние ориентиры, внутренние
опоры. Потому он так легко поддается влиянию любым внешним
ярким и примитивным лозунгам, призывам, манипуляциям, в
какую бы приличную упаковку они не были бы завернуты.
К большому сожалению мне в силу своих научных изысканий
часто приходится сталкиваться с людьми, которые называют
себя верующими, но не всегда, как я уже говорила, живут в
соответствии с религиозными постулатами. Они скорее
придерживаются буквы, а не содержания. Возникает такое
религиозное неоязычество с опорой на ритуал, форму, внешнюю
сторону.
Современный человек, независимо от внешних деклараций,
внутренне расколот, он часто не слышит голоса своей души,
где живут все истинные глубокие переживания: вера, любовь,
сострадание, и задача человека – пробиться в эту глубину.
Развитие личности, путь к целостности, к тому состоянию, в
котором человек обретает способность слышать самого себя,
возможно только в постоянном внутреннем напряжении,
внутреннем вопрошании, в осознанной постановке главных и
предельных вопросов жизни. И только на этом пути мы обретаем
подлинную религиозность в противовес разнообразным
невротическим формам, где религия используется как защита
наших заблуждений о нас самих.
Книга митрополита Антония призвана повернуть нас к самим
себе. Ее главный тезис – поставить себя под вопрос. Под
вопрос поставить свою жизнь, свою веру, свои чувства, свои
мысли. Для чего!? Для того чтобы пробиться к истине, какой
бы нелицеприятной она не была. Увидеть свои, а не чужие,
грехи, ошибки, недостатки, увидеть и не отчаяться, увидеть с
любовью, чтобы увидев, принести их Богу в покаянии, в любви
и в надежде.
Эта книга про настоящее взрослое христианство! Про
ответственность и свободу, про веру и сомнение, про грех и
прощение. Эта книга – действительный поводырь для тех, кто
осознает, что мы рождаемся дважды: в первый раз физически,
телесно в этот мир, а второй – всей своей жизнью, чтобы
пройдя ее честно, открыто, без страха, родиться в жизнь
вечную!
|