В 1962 году Владыка Антоний крестил мою
невесту Аврил Пайман. Я не очень разбирался в конфессиях, но
думал, что лучше для нас обоих принадлежать одной церкви в
стране, где она намеревалась жить.
[2]
В 1965 году Владыка приехал в Москву. Дики
очень хотелось, чтобы мы встретились. Приехали мы к нему в
гостиницу «Украина». Номера, естественно, прослушивались, что
нервировало. Разговора я не помню, но общее направление было,
как будто я глотал очень чистый весенний воздух у открытого
окна. Его ответы были насущными и нужными мне и нашему времени.
Мне приходилось встречаться с духовенством и
раньше. Священник отец Орест был другом моей мамы. Были и
другие. Ответы церкви были консервативны и не удовлетворяли.
Думаю, что это вызвано изоляцией, в которой церковь находилась в
СССР и, отчасти, консерватизмом самой церкви. Во всяком случае,
представить московского священника, играющего в волейбол, как
это делал Владыка, с прихожанами, невозможно.
Правда, в вопросах религии был я в то время
порядочным щенком, только прочитавшим Камю и Шестова. Я
встречался с Владыкой, когда он приезжал в Москву из Англии,
куда мы переехали в 1974 году. Кажется, он серьезно меня
принимал как художника, но главное, как я сейчас понимаю, ему
было важно установить направление моего движения во времени.
Жизнь он воспринимал как трагедию. Он любил
Достоевского и Блока. И это восприятие жизни было близко мне.
Когда я показал ему гравюры к произведениям Блока, он выбрал
«Смерть». Большей частью, я задавал ему вопросы и он отвечал.
Ниже я даю ответы или фрагменты разговоров, которые я помню. Это
не запись с магнитофонной ленты, так что стиля я передать не
смогу, за смысл ручаюсь.
Я не могу
также датировать эти отрывки, хотя постараюсь расположить их
хронологически.
В Москве
Меня поразило его знание современной мысли
(Шестов, Бердяев, Зеньковский).
С 1965 года много раз встречался с Владыкой.
Я думаю, что он находил ответы на вопросы, которые ставил XX
век. Он всегда видел реальных
людей, без украшений.
О Сартре. Он смотрит на себя, и от этого
его тошнит. Он об этом пишет.
В разные годы я спрашивал его о книгах. Он
или отрицательно или сдержанно отзывался о Флоренском, о
Карташове, скорее сдержанно. Наконец, я добрался до Флоровского.
– Вот это дело.
Однажды, когда я в очередной раз пришел к
нему с вопросами, он дал мне Евгения Трубецкого «Смысл жизни», и
тогда же рассказал, что пронес эту книгу через всю войну. Я
прочел и, вместо того, чтобы отдать ее, вернул новое издание. С
моей стороны это было свинство. Во время пожара у нас в доме
книга эта полусгорела.
Потом, очень положительно относился к Камю.
О Распятии. «Владыка, что можно просить в
молитве?» — Просить можно все, только все время надо знать,
что ты просишь у человека, висящего на кресте.
Не знаю, было ли это с другим, но мне он
предложил определить на Страстной неделе свое место. И мне
показалось, что если я приму сторону Христа, это будет грозить
окупацией моей страны, и нашел себя я в кричащей толпе.
Тогда он сказал: «Ты – хороший
человек». Не понимаю.
У него был один взгляд, который я не встречал
ни у кого. Это со мной случилось дважды. В 1972 году у меня на
руках умер отец. Потом, несколько месяцев я был как каменный и
не мог плакать. Осенью приехал Владыка. Мы искали его весь день.
Утром мы попали к нему в номер и меня как прорвало. Я плакал, и
не мог остановиться. И тогда, он смотрел, как будто хотел выпить
из меня все горе. Когда в 1981 году умерла в Москве моя мама,
такого взгляда я не встречал никогда. По маме он служил
панихиду. Потом сказал: Я чувствую, что она сейчас с нами.
Я чувствовал то же и не удивился.
О смерти он говорил много и видел много
смертей. Мне кажется, это у него была главная тема. Однажды
рассказывал, как сидел у постели умершего и чувствовал, как от
него отлетают бесы и просветляется лицо умершего. «Когда», —
спросил, — «ты их видел?». — Их видеть нельзя, это духи.
Очень жестко.
Не помню повода. В алтаре я всегда за Иуду
молюсь.
В Москве на встрече с председателем совета по
делам религии. Тот: «Когда Вы кончите нас ругать?» Ответ:
Когда Вы кончите нас преследовать?
Глядя из окна гостиницы «Россия» на плакат,
что-то вроде «Народ и партия едины»: Ведь это все от
комплекса неполноценности.
Не помню когда, но предложил мне перейти на
«ты». Я бы сам не решился никак.
В Москве я показывал ему свои работы в
мастерской. Я записал на магнитофон. Лента пропала. Одно помню:
В своих работах ты не согласен на круг, ты все время его
ломаешь.
В Англии
В Дареме было собрание общества Альбана и
Сергия. Здесь встречались протестанты и православные. Владыка
занимал там какое-то из руководящих мест. Он обещал приехать и
не приехал, я спросил: «Почему?» — Сначала я очень
интересовался обществом. Интерес пропал, когда я увидел, что обе
стороны говорят друг другу комплименты и не сосредотачиваются на
расхождениях, т.е. не интересно.
Одно время он очень много встречался с
людьми. Я как-то спросил: как ему это технически удается: так
много встреч. Он ответил, что он устроил это по принципу шкафа:
когда открывает один ящик, другие закрывает.
Когда в 1974 году мы приехали в Англию, около
полутора лет я чувствовал себя в пустоте, и что моя работа,
скорее всего, никому не нужна, да и я сам, пожалуй, только
семье. Я рассказывал Владыке об этом. В начале моего служения
в Англии ситуация мне казалась очень трудной, для себя я тогда
решил — сеять на камне. Мое дело сеять.
Приблизительно в это же время меня
охватила глубокая ностальгия. Я спросил об этом Владыку. От
ответил: Ностальгия никогда не проходит.
Рассказ о человеке, бросившемся с моста.
Раскаяние. Не помню, по какому поводу рассказывал о человеке,
покончившем с собой (бросившемся с моста). Вдова молила
простить самоубийцу. Во сне явился ангел, сказавший: Он
раскаялся, пока летел. Какой же силы было раскаяние.
Об изобразительном искусстве говорил, что у
иконописцев был закон ничего не выдумывать, ничего не
копировать. Я повторил это Аверинцеву, он ответил, что такого
правила он не знает. Так или иначе, это очень хорошо.
Дорасти в меру себя. До себя.
Об о. Джоне. Наконец я нашел, кто будет
после меня.
О пении в церкви. Мне не важна мелодия,
мне нужно, чтобы каждый слышал мысль, слово.
В 1975 году, когда наша вторая дочь родилась
мертвой, он приехал в Ньюкастл служить панихиду. Видимо, на мою
фразу «Зачем приехал, можно бы и не приезжать» ответил: Даже
если бы вы не хотели, я все равно приехал бы.
О Тарковском. Ему говорили о фильме Андрея
Тарковского, что этот фильм религиозный (имеется в виду
«Сталкер»). Он говорил: Я смотрел по телевизору, не
досмотрел. Посередине фильма хотел запустить стулом в телевизор.
После этого я фильм пересмотрел. Видимо, он имел в виду
место примерки одним из персонажей тернового венца.
Потом он встречался с Тарковским.
Рассказывал: С самого начала сказал, что у него масса
вопросов, после чего говорил не переставая около двух часов.
Впечатление, что он заблудился в трех соснах.
У него очень развито было чувство юмора и это
проходило через все встречи с ним, и передразнивать любил, и
получалось. По возвращении из Индии, со съезда Мирового Совета
Церквей, он рассказал, как один из митрополитов русской
православной церкви просил сходить с ним на рынок, т.к. не
владел английским, чтобы купить для паствы мешочек кокосовых
орехов. Тогда же, о восхищении митрополита слоном. Вот бы на
слоне проводить крестный ход, уважения прибавилось бы. Какой
образец достоинства для архиерея!
Ехали в такси с моей мамой. В конце какого-то
вопроса мама: «Владыка, Вы не сердитесь?» У него дрогнули губы:
Владыка не сердится, Владыка изволит гневаться.
Рассказывал, на праздновании тысячелетия
Афона в Кариосе — на улицах столы с напитками. Мысль: Вот
сейчас я, наконец, попробую пепси-колу.
Это лет пятнадцать назад
верных. Тогда же совершали паломничество на мулах, а дороги
горные, т.е. если мул отступится, костей не соберешь. Очень
заметил, как мул нёс массивного Пимена.
А кто-то додумался перед носом мула
держать пучок травы и как-то регулировать.
К католицизму относился отчужденно. Насколько
я понял, были и проблемы в православных приходах в Италии в
период, когда он был экзархом.
В восьмидесятом году я писал его портрет.
Вышло это по моей просьбе, на которую Владыка необдуманно
согласился. Я понимал, что дело это ему не нужно, но в конце
концов, он назначил время, около восьми часов утра – на хорах
Успенского Собора, где он вел переписку и занимался делами
церкви. Дано мне было 4 сеанса или немного больше. Место на
хорах было неуютное очень. Я его так и написал. Этот неуют мне
казался подходящим для него окружением. Очень аскетичным и
драматическим. Цветовую гамму я взял тоже достаточно аскетичную
(сиенская земля, кость жженая, окись хрома, немного берлинской
лазури). Во взгляде мне хотелось восстановить то чувство, о
котором я писал раньше. Я не уверен, что это удалось.
На основе этого портрета я написал второй,
уже в мастерской, где фоном ввел обрывки газет и плакатов, и
опять, я хотел ввести драматизм и бесприютность нашего времени.
Было это в первые мои годы, когда я понял,
что ностальгия – это болезнь и серьезная. Тогда я его спросил
исчезнет ли это со временем. Он ответил: От ностальгии
освободиться нельзя. Тогда же,
а может позднее, говорил об англичанах. Я, естественно, находил
только самые скверные черты, и в этом контексте я спросил, какой
бы он счел первый грех нации. От ответил: Гордыня.
Я думаю, что чертой, которую он во мне
увидел, когда перешел со мной на «ты» (мне кажется, потом он
сомневался) было трагическое восприятие жизни, черту, которую я
получил от мамы. Самый трагичной он считал Страстную неделю. У
меня было чувство, что он рассматривал как повторение, не как
воспоминание.
Все в эти годы увлекались романом Булгакова
«Мастер и Маргарита». Прочел и говорил сдержанно: Мне
понравился роман Мастера и полет.
О выступлении по BBC. Редакция хотела,
чтобы конец был не категоричным. Как же я могу говорить
двойственно, когда мне все совершенно ясно.
О смерти близких. Есть время, когда люди
должны страдать. Сейчас врач дает пилюли: «Выпейте, Вы
перестанете мучиться». Это мне кажется неправильно.
О Солженицыне, о «Гулаге». В Швейцарии
встретился с Солженицыным в 1974 году. Сказал: У Вас сейчас
несколько месяцев, когда Вы можете сделать очень много.
Видимо, тогда же читал «Архипелаг
Гулаг», после второй главы остановился на повторение.
О Пушкине. Много лишнего написал.
В 1980 году, в декабре, мне приснился, в
сложной обстановке похорон моего отца, Антихрист. Через 2 дня я
приехал в Лондон. «Владыка, вот такой сон. Что значит?» Не
задумываясь: К войне. Через
несколько дней началась война в Афганистане. Это было началом
лавины.
Он часто употреблял выражение: Вырасти в
меру себя. Дорасти до себя. Я
понимал, что при рождении, у Бога есть оптимальный проект
пришедшего в мир.
«Владыка, что
значит проклятие смоковницы?» – Не знаю.
В другой раз. Я не люблю причту о
благоразумных девах, не поделившихся маслом.
«Владыка, что
значит «любоначалие» в молитве Сирина?» – Ну, это тебе
не грозит.
***
Примечания:
[1]
«О Владыке Антонии (Сурожском)» представляет собой не связанный
рассказ, а записки автора о поразившей его встрече, сделанные по
просьбе сестер Майданович после кончины Владыки и меньше, чем за
год до собственной смерти. Этим и непривычкой художника
выражаться словами объясняется отрывочность. На своем языке
Кирилл Соколов сделал два портрета и несколько эскизов
митрополита Антония и запечатлел его похороны в серии эстампов,
которые прилагаются к воспоминаниям (прим. А. Пайман).
[2]
Встретились А.П. с К.К.С. в Москве, в 1960, а летом 1961 года ей
пришлось уехать в Англию, где и подготовилась у Владыки Антония
к приятию Православия. И он стал восприимником и крестным отцом.
Расписалась она с Кириллом 19 сентября 1963 года в Москве, где
жила до 1974 года с видом на жительство. Венчал их отец Орест
после окончания весеннего поста в 1964 году. В декабре 1965 года
родилась дочь Ирина. Летом 1974 года семья уехала в Англию, где
так и осталась, хотя с 1981 года с наездами в Россию, до смерти
Кирилла 22 мая 2004 года. Его прах, по его же просьбе, похоронен
в Москве, в Переделкино, рядом с матерью Ириной Константиновной
Киршбаум-Соколовой и с бабушкой Ольгой Владимировной Киршбаум.
Именно поэтому мы здесь даем большинство реплик Владыки не в
кавычках, как прямые цитаты, а курсивом, «как вспоминались»
автору.
Евангелие от Иоанна, гл. 11, ст. 47-52.
Кажется, у К.К. здесь ошибка. Речь шла о Никодиме.
Первый портрет некоторое время висел в коридоре приходского
помещения при Успенском Соборе в Лондоне. Второй в собрании
фонда митрополита Антония Сурожского в Москве.
***
Рисунки художника Кирилла Константиновича Соколова
(фотограф А. Демидов)
Для просмотра увеличенной копии рисунка,
пожалуйста, кликните по миниатюре!
|