Воспоминания о митрополите Антонии Сурожском
Священник Вячеслав Перевезенцев

Пастырь, оставивший яркий след

В ноябре 2000 года исполняется 10 лет нашему приходу. 12 ноября должно состояться Великое освящение Свято-Никольского Храма с. Макарове Высокопреосвященнейшим Ювеналием, митрополитом Крутицким и Коломенским. Этому знаменательному для нас событию мы непременно посвятим следующий номер нашей приходской газеты. Материалы же этого номера целиком и полностью связаны с митрополитом Сурожским Антонием. И это не случайно.

Десять лет назад я по благословению митрополита Ювеналия приехал в Черноголовку, став настоятелем Свято-Никольского Храма с. Макарове. Передо мной и небольшой группой прихожан стояла непростая задача: возродить буквально из руин поруганный Храм, но самое главное и самое трудное — нужно было возрождать приходскую жизнь, а точнее, начинать ее с нуля. В таком деле, конечно же, нужны духовные ориентиры, люди, чье слово и жизнь помогали бы не сбиться с пути. Многие связывают наш приход с именем прот. Александра Меня. Отец Александр не раз бывал в Черноголовке, выступал с беседами по истории русской религиозной философии. Для многих наших будущих прихожан именно через встречи с о. Александром, через чтение его книг, начался путь в Церковь. Сам я, будучи духовным чадом о. Александра, стремился в своем пастырском служении, насколько это возможно, строить жизнь прихода на тех принципах, которые отстаивал он. Всей своей церковной деятельностью о. Александр утверждал мысль, что прихожане не должны быть просто "гостями" в храмах, что от них самих зависит очень многое. "Церковь, — не раз говорил о. Александр, — это Христос и мы, то, что мы туда вносим." Поэтому и я всем, кому что-то не нравилось в приходе, предлагал не просто критиковать, а браться за конкретные дела.

Но был и остается еще один пастырь, оставивший яркий след не только лично в моей жизни, но, я уверен, в жизни многих наших прихожан, а значит, и каким-то образом повлиявший на духовный облик нашего прихода. Это митрополит Сурожский Антоний. Так получилось, что когда я начал свою христианскую жизнь в Сретенском Храме с. Новая Деревня, где служил о. Александр, для меня самыми важными книгами были даже не книги о. Александра, написанные в основном для тех, кто ищет, кто еще не пришел в Церковь, а книги (тогда исключительно "там-" и "самиздат") владыки Антония. В конце 80-х митрополит Антоний еще приезжал в Москву, и мне удалось побывать в тех Храмах, где он совершал Божественную Литургию. Трудно описать ту особую молитвенную атмосферу, которая возникала за этими богослужениями, и, конечно же, вдохновенные проповеди Владыки, от которых даже при чтении захватывает дух, а тем более когда слышишь его тихий и одно временно требовательный голос. Несколько раз я бывал на домашних встречах с Владыкой, когда в комнату какой-нибудь московской квартиры набивалось до 70 человек, а на одну даже привозил его сам. Это было в октябре 1989 года. Я, тогда семинарист, нес послушание в Свято-Даниловском Монастыре, где проходил Архиерейский Собор. В перерывах заседаний мне уда лось несколько раз побеседовать с владыкой Антонием и пригласить его на встречу с прихожанами о. Александра, которого он лично знал и к кому относился очень хорошо. Помню, какой ужас меня охватил, когда, зайдя вместе с митрополитом в подъезд старого московского дома, я понял, что не работает лифт. Я знал, что Владыка, которому тогда было 75 лет, давно тяжело болен (травма позвоночника), а нам нужно было подняться на 8-й этаж. Каково же было мое удивление, когда он, поняв, что случилось, и видя мою растерянность, с радостью пошел вверх, сказав, что это даже хорошо, ибо он старается каждое утро совершать пробежку, а в Москве это ему не удается.

Всякий, кто видел митрополита Антония, пусть даже с экранов телевизора, кто слышал его голос, не мог не поражаться его внутреннему достоинству и духовной свободе. В чем "секрет" этого человека? Православный публицист А. Кырлежев отмечает две особенности: "Первое, психологически очень важное: в том, что и как говорит Владыка Антоний, нет никакой архаики... первое свидетельство митрополита Антония: можно быть "современным человеком", членом современного "западного общества" и в то же время быть приверженцем и носителем древней церковной православной традиции; вторая — а по существу первая и основная — черта этого человека: непосредственный духовный опыт. Трезвый реализм позиции, которая возникает благодаря непосредственному духовному опыту, заключается в сознании, что вне действительной встречи или встреч с Живым Богом все "религиозное" — это пустое, обманное, напрасное (если не лицемерное)." Стоит добавить к этому еще то, что митрополит Антоний являет собой не только пример человека, обладающего богатым духовным опытом (вспомним, что главная тема большинства его книг — молитва, встреча человека и Бога), но и человека, который открыт к другому опыту и не боится встреч с его носителями, чтобы щедро поделиться своим. Как-то на вопрос: какие главные задачи у православного свидетельства в настоящее время и на будущее? Владыка ответил: "Я думаю, что одна из вещей, от которых нам надо избавиться — в разных странах по-разному, но это общая задача, — это страх... Страх того, что Православие может быть опорочено, что оно может быть испорчено. То, что Божие, испортить нельзя, и поэтому мы можем совершенно бесстрашно открыться окружающему миру. Скажем, общаться с неправославными, не сдавая ни одной позиции, но не в порядке самообороны. Не от чего защищаться — с нами Бог. Я не говорю, что с другими Его нет; я говорю, что если мы верим, что с нами Бог, то — чего нам бояться? Я ездил в Америку, лет тридцать тому назад, и один выдающийся православный богослов мне говорил: "Ты же не будешь общаться с протестантами и католиками?!" Я говорю: "Я только для этого и приехал, меня пригласили в десяти городах читать лекции о молитве. А что тебя беспокоит?" Он говорит: "Они могут отравить твое Православие". Я думаю: "Боже Ты мой! Я дожил до пятидесяти лет, и если от встречи с какими-то протестантами или католиками я могу перестать быть православным, то мне вообще не надо быть священником!" У нас есть этот момент страха, и нам надо открыться, не бояться! Причем и неверующего бояться не надо". Итак, отсутствие архаики и всевозможной стилизации духовной жизни подо что-то; вера как реальный духовный опыт, переживание и проживание жизни со Христом; открытость окружающему миру, но без мимикрии, сохраняя верность Матери-Церкви, — эти своего рода заветы митрополита Антония я пытался положить в основание своего пастырского дела. Конечно, все мы здесь только ученики, и ученики пока еще только первых классов.

О митрополите Антонии не так много написано, и это понятно: трудно писать о живом человеке, когда так и хочется произнести слово "святой". Мы приводим в нашей газете статью академика С.С. Аверинцева по поводу новых изданий книг митрополита Антония, перепечатанную из журнала "Континент" №86, а также заметку нашего прихожанина Константина Литвиненко, работающего сейчас в Великобритании, который этим летом встречался с митрополитом Антонием в Оксфорде на богословской конференции. Кроме того, мы приводим любезно предоставленную нам Костей расшифровку магнитофонной записи с ответами владыки Атония на вопросы участников конференции — эти материалы публикуются впервые. Также мы перепечатываем из газеты "Русская мысль" небольшой отрывок устной беседы митрополита Антония, состоявшейся этим летом.

Приходская жизнь.

Издание православного прихода
Свято-Никольского храма
(п. Черноголовка). 2000. Ноябрь. № 7.


Электронная библиотека
"Митрополит Сурожский Антоний"

Биография
| Избранные творения Конференция | Новости | Аудиозаписи


Интернет -магазин книг митрополита Антония Сурожского (Book Shop)
Друзья Фонда на Facebook

Яндекс цитирования  Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100