Митрополит Сурожский Антоний относится к тем людям, которых
называют «уникальными», имея в виду невозможность сказать о
человеке самое главное с помощью одного или нескольких
общепонятных определений.
Он вырос в Париже в эмигрантской среде, в России практически не
жил – родился в семье российского дипломата в Лозанне. Окончив два
факультета Сорбонны, биологический и медицинский, стал
врачом-хирургом, но уже в 25 лет принял тайное монашество. Был на
фронте, участвовал в Сопротивлении, затем продолжал медицинскую
практику. Лишь в 1948-м он стал священником и вскоре переехал в
Англию, где прожил более полувека.
Живя на Западе, он всегда принадлежал к Московской патриархии,
считая это формой солидарности с гонимой в СССР Церковью. В 1957
г. его возвели в сан епископа, а с начала 60-х он неоднократно
приезжал в Москву. В это время и началась его «российская
проповедь»: реальная – в храмах и узких, по большей части
интеллигентских кружках и «виртуальная» – посредством
магнитофонных записей и машинописных, а затем и ксерокопированных
текстов. Кроме того, долгие годы он постоянно выступал в
религиозных передачах Русской службы Би-би-си.
Масштаб влияния митрополита Антония в советское время определить
трудно, но о том, что оно продолжилось и расширилось после 1991
г., свидетельствует одна цифра: общий тираж его книг, изданных в
России и других постсоветских странах, превысил 700 тыс.
экземпляров (это не считая публикаций в периодических изданиях,
особенно многочисленных в перестроечное время).
В Англии владыка Антоний приобрел общенациональную известность. Он
не ставил целью «обращать в православие», но, как сам говорил,
просто проповедовал Евангелие везде, куда приглашали: в
англиканских храмах, в университетах, в коммунах хиппи, участвовал
в радиодиспутах с атеистами. В начале 80-х глава Церкви Англии
архиепископ Кентерберийский сказал: «Народ нашей страны –
христиане, скептики и неверующие – в огромном духовном долгу перед
митрополитом Антонием». Впрочем, и число подведомственных Антонию
православных общин за годы его епископства возросло с одной до 32,
причем теперь большинство их членов и священников – британцы.
В последние десятилетия минувшего века голос владыки Антония был
одним из самых авторитетных в христианском мире и за его
пределами. Он проповедовал в Нотр-Дам в Париже и в американской
провинции, а также в экуменических собраниях. В 1990 г. был одним
из кандидатов на выборах Патриарха Московского и всея Руси. А
Григорий Померанц недавно назвал его имя в числе трех «великих
созерцателей минувшего века», наряду с писателем-монахом Томасом
Мертоном и философом Мартином Бубером.
Так кем же он был? Прежде всего, конечно, проповедником веры. Но
уникальность его не в этом – разве мало теперь религиозных
агитаторов, тысячами вербующих адептов в свои общины?
Его особенность в обратном: он никого не вербовал. Проповедуя, он
никогда не произносил проповедей. И не написал ни одной строчки:
все его книги – записи устных выступлений и бесед. Но и сказать,
что Бог наделил его даром слова, тоже не совсем точно, потому что
все произнесенное им не пример красноречия, даже в благородном
древнем значении. Скорее, Антония Сурожского можно назвать
человеком прямой речи – в самом глубоком, сущностном смысле. Речи
как способности выражать в разговоре с другими свой личный
духовный опыт, в истинность которого веришь сразу и безоговорочно.
В его лице мы встречались не со священником или богословом как
«специалистом по религиозным вопросам», а с человеком, для
которого вера и жизнь – одно, так что и религия не подавляет
жизни, и жизнь не отталкивает от себя религию.
А потому и православие, голосом которого он был и остается, – это
православие, лишенное помпезности, не стремящееся к власти и
внешнему успеху. Скорее, это продолжение традиции древних русских
нестяжателей, которую можно обозначить пословицей «Бог не в
бревнах, а в ребрах». Религия в масштабе человеческой личности.
Такова проповедь – и заповедь – Антония Сурожского. Она не нова,
потому что это то, о чем говорит Евангелие. Но в каждую эпоху миру
нужны люди, которые являют собою реальность веры как жизни.
Особенно сегодня, когда мы стали свидетелями религиозного
возрождения в секулярном мире.
«Еженедельный журнал». 2003. № 31-32. С. 42.
|