Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Мы привыкли в нашей жизни, что о всякой нужде,
по поводу всякого случая мы обращаемся к Богу за Его помощью. И на
каждый наш зов, на каждый крик тоски, страдания, страха, мы
ожидаем, что Господь вступится за нас, защитит, утешит; и мы
знаем, что Он делает это постоянно, и что предельную Свою заботу о
нас Он явил, став человеком и умерев за нас и ради нас.
Но иногда бывает в жизни нашего мира, что Бог
обращается за помощью к человеку. И это бывает постоянно, но часто
еле заметно или проходит вовсе незамечено. Постоянно Бог
обращается к каждому из нас, прося, моля, уговаривая быть в этом
мире, который Он так возлюбил, что жизнь за него положил, - быть
Его живым присутствием, быть Его живой заботой, зрячей,
добродействующей, внимательной. Он нам говорит, что все, что мы ни
сделали бы доброго для любого было человека, мы для Него сделали;
тем самым Он призывает нас быть здесь как бы на Его месте. А порой
Он некоторых людей зовет к более личному служению Ему. В Ветхом
Завете мы читаем о пророках; пророк Амос говорит, что пророк - это
человек, с которым Бог делится мыслями Своими. Но не только
мыслями, но и Своим делом. Помните пророка Исайю, который в
видении видел Господа озирающегося и говорящего: Кого послать Мне?
- и пророк встал и сказал: Меня, Господи...
Но вот среди пророков, среди людей, которые
Богу послужили сердцем неразделенным, всей большой силой души,
есть один, память которого мы совершаем сегодня и кого Бог назвал
величайшим среди тех, которые рождены на земле. Это Иоанн
Креститель. И действительно, когда вдумаешься в его судьбу,
кажется, нет судьбы более величественной и более трагичной. Вся
судьба его была в том, чтобы как бы не быть для
того, чтобы в сознании и в видении людей возрос Единственный,
Который есть - Господь.
Вспомните первое, что говорится о нем в
Евангелии от Марка: "Он глас вопиющий в пустыне". Он только голос,
он настолько стал единым, настолько уже не отличим от своего
служения, что он стал только Божиим голосом, только
благовестником; словно его как человека, человека плоти и крови,
человека, который может тосковать и страдать, и молиться, и
искать, и стоять, в конечном итоге, перед грядущей смертью, -
словно этого человека нет. Он и его призвание - одно и то же; он -
голос Господень, звучащий, гремящий среди пустыни людской; той
пустыни, где души пусты, потому что вокруг Иоанна люди были, а
пустыня от этого оставалась неизменной.
И дальше Сам Господь говорит о нем в Евангелии,
что он - друг Жениха. Друг, который так сильно, так крепко
любит жениха и невесту, что он способен, забыв себя, служить их
любви, и служить тем, чтобы никогда не оказаться лишним, никогда
не быть там и тогда, когда он не нужен. Он - друг, который
способен защитить любовь жениха и невесты и остаться вне,
хранителем тайны этой любви. Тут тоже великая тайна человека,
который способен как бы не стать для того, чтобы
что-то большее, нежели он, было. И дальше сам Креститель
говорит о себе по отношению к Господу: "Мне надо умаляться,
сходить на нет, для того чтобы Он возрос." Надо, чтобы обо мне
забыли, чтобы только о Нем помнили, надо, чтобы мои ученики от
меня отвернулись и ушли, подобно Андрею и Иоанну на берегах
Иордана реки, для того, чтобы последовать неразделенным сердцем
только за Ним: я живу только для того, чтобы меня не стало!
И последнее - страшный образ Иоанна, когда он
уже был в темнице, когда уже вокруг него суживался круг приходящей
смерти, когда не было у него уже выхода, когда эта колоссально
великая душа заколебалась. Шла на него смерть, кончалась жизнь,
где ничего у него не было своего, в прошлом был только подвиг
отречения от себя, а впереди - мрак. И в этот момент, когда
заколебался в нем дух, послал он учеников спросить у Христа: Ты ли
Тот, Которого мы ожидали? Если Тот, то стоило в юных летах заживо
умереть. Если Он - Тот, стоило умаляться из года в год, чтобы
Иоанна забыли и только образ Грядущего возрастал в глазах людей.
Если Он - Тот, тогда стоило теперь и умирать уже последним
умиранием, потому что все, для чего Иоанн жил, было исполнено и
совершено. Но вдруг Он не Тот? Тогда потеряно всё: и юность, и
величайшая сила зрелых лет, всё погублено, всё бессмысленно; и еще
страшнее, что случилось это потому, что Бог будто ‘обманул’. Бог,
призвавший Иоанна в пустыне, Бог, отведший его от людей, Бог,
вдохновивших его к подвигу самоумирания. Неужели Бог обманул, и
жизнь прошла, и возврата нет?
И вот, послав учеников ко Христу с вопросом:
"Ты ли Тот?", Иоанн не получает прямого, утешающего ответа.
Христос не отвечает ему: "Да, Я Тот, иди с миром!" Он только дает
пророку ответ другого пророка о том, что слепые прозревают, что
хромые ходят, что мертвые воскресают, что нищие благовествуют. Он
дает ответ из Исаии, но Своих слов не прибавляет, - ничего, кроме
одного грозного предупреждения: "Блажен тот, кто не соблазнится о
Мне. Пойдите, скажите Иоанну". И этот ответ достиг Иоанна в
предсмертном его ожидании: верь до конца, верь, не требуя ни
свидетельств, ни доказательств, ни знамений. Верь, потому что
слышал ты внутри, в глубинах души твоей, глас Господень,
повелевающий творить дело пророка. Пророки в своем порой
величайшем подвиге каким-то образом могут опереться на Господа.
Иоанна же Бог поддерживает только тем, что повелел ему быть
Предтечей и ради этого явить предельную веру, уверенность в вещах
невидимых. И вот почему дух захватывает, когда мы думаем о нем, и
вот почему каждый раз, когда мы думаем о подвиге, которому предела
нет, мы вспоминаем Иоанна. Вот почему из тех, которые родились
среди людей рождением естественным и возносились чудесно
благодатью, он из всех - самый великий.
Сегодня мы празднуем день усекновения…
Празднуем... Слово "праздновать" мы привыкли понимать как радость,
но оно же значит "оставаться без дела", а без дела можно
оставаться, потому что захлестнет душу радость и уже дела нет до
обычных дел, а может это случиться потому, что руки опустились от
горя или от ужаса. И вот таков сегодняшний праздник: за что
возьмешься перед лицом того, о чем мы слышали сегодня в Евангелии?
И вот в этот день, когда перед ужасом и
величием этой судьбы опускаются руки, нас призывает Церковь
молиться о тех, которые тоже в ужасе и трепете и недоумении, и в
отчаянии иногда, умирали на поле битвы, умирали в застенках,
умирали одинокой смертью. После того как вы приложитесь ко кресту,
помолимся о всех тех, которые на поле брани жизнь положили, чтобы
жили другие, склонились к земле, чтобы воспрянул другой. Вспомним
тех, которые из тысячелетия в тысячелетие, а не только в наше
время, погибали страшной смертью, потому что они умели любить, или
потому, что другие любить не умели, вспомним всех, потому что всех
объемлет Господня любовь, и за всех предстоит, молясь, великий
Иоанн, который прошел через всю трагедию жертвы до конца умирания
и смерти без единого слова утешения, а только властным повелением
Божиим: "Верь до конца, и будь верен до конца!". Аминь. |