4-я международная конференция, посвященная наследию
митрополита Антония Сурожского
Ольга Александровна Седакова
ВИДИМЫМ ЖЕ ВСЕМ И НЕВИДИМЫМ
Как все мы здесь помним, все сотворенное
мироздание разделяется на «видимое» и «невидимое». Потом уже
в нем могут различать «материальное» («вещественное») и
«духовное» («умное», «невещественное»); «плотское» и
«бесплотное», «мирное» и «премирное» - или же «естественное»
и «сверхъестественное»… Но очевидно, видимое и невидимое
представляется первым и главным различением; весь
сотворенный мир состоит из видимого и невидимого. Таково
положение «Символа веры». Эта удивительная картина
мироздания достойна долгого размышления (что такое
сотворенное невидимое? почему зрению, оптическому восприятию
человека придается такое исключительное значение – и не
только здесь?). Обычно мы, не задумываясь, удаляем невидимое
из нашего реального опыта, помещая его куда-то в «иной мир»,
в существенно другое пространство. Некогда мы надеемся
что-то такое увидеть, но пока - «при жизни», «на земле», «во
плоти», в пространстве видимого - дело не в этом.
Когда-то мы с племянницей Дашей (ей было
тогда 6 лет) пытались изучить Символ веры. Я спросила ее:
- А человек относится к видимым вещам?
Она, к моему удивлению, надолго задумалась.
- Не знаю.
- Как?
- Вообще-то его, конечно, видно, но главное
в нем – невидимое.
Потом мы выяснили, что она имела в виду
душу: это ее не видно в человеке. Но душа для Даши не была
еще понятийной картинкой, как для взрослых. Это было, как
она сказала, просто «все главное». Я могу - продолжая ее
задумчивость - предположить, что «все главное» невидимо не
только в одушевленных предметах. Оно невидимо в дереве, на
которое мы смотрим, оно невидимо в историческом событии,
происходящем на наших глазах. Оно невидимо, если мы знаем,
что невидимое вообще есть и что его присутствие очень важно;
без этого мы можем решить, что видим все «как есть». Иначе
говоря: без присутствия невидимого (в уме, в памяти, в
каком-то общем расположении восприятия) мы видим совсем
другое видимое. Граница между видимым и невидимым не
пространственная: по эту сторону все видимое, а по другую –
все невидимое. Можно сказать, что все видимое полно
невидимым. И даже больше: что невидимое – это тот свет, при
котором мы видим видимое. Зрение, оптическое восприятие
немыслимо без света. Все, что мы видим, мы видим при
каком-то свете. Само зрение Господь называет «светом души».
В последних беседах Владыки постоянно проходит тема
полумрака, сумерек, в которые погружен наш мир.
Вера, по определению ап. Павла (Евр.11,1),
связана с вещами невидимыми. «Уверенность в вещах невидимых»
- этой половиной Павлова определения веры названа книга
последних бесед владыки Антония. С уверенностью в невидимом
связана определенная неуверенность в вещах видимых. С ней
связана и тема сумерек здешнего освещения – иначе можно было
бы не сомневаться в полной освещенности нашего мира.
Если мироздание различается прежде всего на
видимое и невидимое, то и человек предстает прежде всего как
видящее существо. Его поступки, его мысли и чувства уже
следуют из того, как он видит видимое («если око ваше
чисто»). В воспитании зрения, видения видимого заключается
возделывание человека. Другие, «неоптические» глаза,
воспринимающие невидимое, принято называть «глазами сердца»,
«умственным взором». Мне представляется важным думать, что
это не «вторые глаза», а тот свет, при котором видят «первые
глаза». К сожалению, в привычной религиозной практике мы
слышим об этом очень немного. Речь ведется о делах,
помыслах, чувствах. О той слепоте к невидимому (а
следовательно, к видимому), из которой возникают всяческие
безобразия, речь обычно и не заходит.
- Мы глаза, - он сказал – не свои:
Нами смотрит любовь на страданье земное.
Это стихи Виктора Кривулина. Тот, кому
довелось встретить на себе взгляд владыки Антония, видел
именно эти глаза.