Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В такую ночь, как эта, в морозную,
звёздную ночь родился на земле Господь и Бог наш Иисус Христос. Бог
стал человеком; Своим Божественным существом Он соединился со всем
многослойным существом человека, пронизал существом Своим
человеческую душу, исполнил Божеством Своим, словно огнем, и плоть
человеческую, которую Он воспринял от Девы Богородицы, сроднив Себя
таким образом со всем, что было сотворено державным Его Божественным
словом. В такую ночь мы созерцаем духом это событие: это событие
историческое, действительно случившееся, которое изменило все
взаимоотношения Бога и твари. Не только с нами Бог, но Он — один из
нас. Он явил нам Своим воплощением величие человека, который
способен быть не только духоносен, но и Богоносен, способен
соединиться со всей тайной Божества и, как говорит Ириней Лионский,
в совершенстве своем быть Его славою.
Но верить в это событие, принимать
его всем сердцем, всем умом — недостаточно: надо воспринимать его
всей жизнью своей, всей крепостью, всей волей своей, и так прожить,
чтобы воплощение Божие было явлено всему миру тем, какими стали Его
ученики, приобщившись тайне Божества. Апостол Павел был гонителем
Христовым, врагом молодой еще христианской общины; но когда на пути
в Дамаск он оказался лицом к лицу с воскресшим Христом, вся его
жизнь переломилась. И когда он нам говорит: Будьте последователями
моими подобно тому, как я последовал Христу, он нам не хвастается
собой, а говорит о том, что когда-то был врагом Божиим, был врагом
Христовым, врагом Церкви, но познав Божество и Воскресение
Спасителя, он всю свою жизнь изменил, стал иным человеком. И
описывает он это великими словами: Для меня жизнь — это Христос,
смерть — желанное приобретение, потому что, живя в теле, я еще
разлучен от Христа... И в другом месте он говорит: Смерть для меня —
не совлечение временной жизни, а облечение в вечность… И кончает он
величайшим словом, словом такого смирения перед волей Божией, такой
жертвенной отдачи себя Ему и людям, перед которыми делается
трепетно; он говорит нам: Однако, для вас полезнее, чтобы я остался
жить, и я готов жить — для того, чтобы свидетельствовать людям и
служить им.
Быть Христовыми это значит не только
умом и сердцем уверовать, это значит всем своим существом
измениться, и изменить свою жизнь. Так ее изменить, чтобы каждый
человек, который встретит либо отдельного христианина, либо общину
христиан, с изумлением глядел бы на отдельного человека и на общину
и видел, что эти люди принадлежат иному миру: не оторвавшись от
этого, но переросши его; что они — граждане вечности, и что через
них, в них вечность присутствует на земле уже теперь, и в них
раскрывается перед всеми людьми величие и красота Царства Божия,
которое есть Царство любви неограниченной, любви бесконечной, любви,
которая себя до конца отдает на спасение ближнего — друга и врага,
любящего и ненавидящего.
Только если мы будем таковыми, если
жизнь наша будет — Христос, если Его воля, Его пути, Его мечты о
земле осуществятся в нас, если для нас смерть перестанет быть
страшной, а будет любимой, желанной — не как бегство от жизни, а как
вступление в вечность, и если, однако, мы будем готовы жить самым
тяжелым, самым крестным образом для того, чтобы воссияла радость
вечности другим, — только тогда люди вокруг нас смогут поверить в
Господа Бога, Спасителя всей земли, всего мира, Иисуса Христа,
Которому слава и держава во веки. Аминь. |