Митрополит Антоний Сурожский
Введение во храм Пресвятой Богородицы
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В начале Рождественского поста мы
благоговейно празднуем Введение Божией Матери во храм. Храм — это
удел Божий, это место, которое Богу принадлежит нераздельно, место,
где ни мысли, ни чувства, ни воли не может быть иной, как воли
Божией. И вот Пречистая Дева Богородица в юные, младенческие годы
приводится в храм Господень, вступает в ту область, где кроме Бога и
Его путей нет ничего; Она погружается в молитву, Она предстоит
Живому Богу, Она предается женскому святому труду, который может
быть выражением — если только сердце человека чутко и чисто — одной
любви и заботы.
И погруженная в эту стихию
Божественного присутствия и человеческого преклонения, Она
вырастает, из года в год, в полную меру Своей зрелости. И когда
предстает перед Ней великий Архангел Благовещения и возвещает Ей о
том, что, таинственно и непостижимо, родится от Нее Господь, Она
отдается Ему безоговорочно, в трепете и смиренном послушании: Се,
раба Господня, да будет мне по воле Его... За эти годы всецелой
погруженности в тайну Божию, в тайну любви Она стала способной стать
Той, через Которую спасительная,
преображающая, жертвенная и
крестная любовь Божия войдет в мир. Святой Григорий Палама нам
говорит, что так же было бы невозможно воплощение Сына Божия без
соизволения Матери Его земной, как без воли Небесного Отца. Уйдя
всецело в Божию волю, в тайну любви к Нему, и в Нем — ко всей твари,
Она смогла произнести имя Божие, святое, таинственное имя, которое
совпадает с Его личностью, всей мыслью Своей, всем сердцем Своим,
всей волей Своей и всем телом Своим, и это Слово стало плотью, и
поэтому мы благоговейно созерцаем эту неповторимую, единственную
святость Божией Матери.
Но не напрасно этот праздник
поставлен как бы преддверием нашего шествия навстречу Рождеству
Христову, воплощению Слова Божия: и нам надлежит так приготовиться,
так углубиться, так очистить свое сердце, освятить свою мысль,
обновить свою волю, освятить и плоть свою, чтобы вечная жизнь,
явленная во Христе, могла бы и в нас родиться, чтобы мы, погруженные
в Его смерть, восставшие Его Воскресением в день нашего крещения,
могли бы действительно так срастись с Ним, так быть с Ним едины, как
члены тела между собой едины, как все тело составляет одно целое с
главой. Божия Матерь родила в мир Слово творческое и Любовь
воплощенную; и нам дано молитвой, верностью евангельскому пути,
любовью к Богу и к ближнему, отречением от себя самих, отдачей себя
без остатка и Богу и
ближнему нашему — и нам дано соединиться с Богом так таинственно,
что и мы воскреснем со Христом и во Христе. Перед нами сейчас лежит
путь, — пройдем же этот путь не просто в ожидании чуда в конце этого
пути, а становясь живыми, творческими участниками этого пути, чтобы
родился Господь и чтобы с Ним родилась в нас новая, ликующая, все
побеждающая любовь и жизнь вечная. Аминь. |
|