Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В эти дни поста, которые приведут нас к торжеству
Воплощения Господня, Церковь, словами Самого Христа, сурово и ясно
нас предостерегает. В сегодняшней притче о безумном богаче Христос
говорит о переполненных амбарах материальных благ; но мы все богаты
очень по-разному, и не обязательно в первую очередь материально. Как
мы твердо полагаемся на взаимоотношения наши с Богом, какую надежную
опору находим в евангельских словах, словах Самого Христа, учении
апостолов, нашей Православной вере! И чем дольше мы живом, тем
больше накапливаем мыслей, знания, и сами сердца наши становятся
богаче и богаче чувствами в ответ на красоту Божиего слова. Но
спасает нас не это; спасает нас сила Божия, благодать Божия, которая
постепенно учит нас и может очистить и преобразить нас. Но хотя Бог
подает нам Свою благодать неограниченно, мы-то оказываемся способны
принять дары Божии лишь в очень малой мере. Мы почти неспособны
распахнуть ей свое сердце; решимость изменяет нам; у нас не хватает
смелости идти тем же путем, который мы сами избрали, потому что он
так прекрасен и животворен.
Апостол Павел дает нам образ: мы подобны чахнущим
веточкам, привитым, рана к ране, на животворящее дерево, которое
есть Христос. Да, мы привиты, — но сколько живоносных соков сможет
проникнуть в сосуды веточки? Сколько жизни будет дано и принято? Это
зависит от того, насколько раскрыты сосуды веточки и сколько соков
сможет течь в них свободно, — это зависит от нас.
Сейчас наступает время поста и собранности, которое
приведет нас и поставит лицом к лицу перед Богом, пришедшим и плоти,
чтобы спасти нас. Но Его приход — также и суд, потому что нельзя
встретить Бога и не оказаться перед судом. И вот, найдется ли в нас
что-либо общее, роднящее нас с Сыном Божиим, Который по жертвенной,
распинающейся любви отдает Себя в наши руки? Или придется нам встать
перед Ним и сказать: я получил все Твои дары, но не принес плода, —
как человек из притчи, который получил талант и схоронил, закопав в
землю? Будем ли мы, как приглашенные на брачный пир царского сына,
которые отказались прийти: один — потому что купил поле; он хотел
стать землевладельцем, но земля поработила его; или другой, у
которого было дело на земле, и ему некогда было отвлечься от своих
занятий ради Бога, ради того, чтобы побыть с Ним. Или как тот,
который нашел себе жену по сердцу, и в его сердце не осталось места,
чтобы разделить радость царственного жениха?
Притча эта будет читаться в конце рождественского
поста, перед самым приходом Спасителя, и как мы к ней подготовимся?
Будем копить дальше и дальше, не принося плода?
Пост не означает, что нужно еще настойчивее, чем
обычно, попрошайничать у Бога; пост не означает, что нужно приходить
к Причастию чаще обычного. Пост это время, когда мы должны встать
перед лицом суда Божиего, вслушаться в голос своей совести — и
воздержаться от Причастия, если мы не можем приобщиться достойно. А
приобщиться достойно означает, что перед каждым Причащением мы
должны примириться с теми, с кем мы в раздоре; мы должны
остановиться на помышлениях нашего ума и сердца, обличающих нас в
измене Богу и неверности людям — и сделать что-то в этом
направлении; мы должны примириться с Богом Живым, чтобы не
оказалось, что Он умирал за нас напрасно. Поэтому задача наша сейчас
состоит в том, чтобы глубоко задуматься о себе самих, подвергнуть
себя беспощадному, строгому суду и подойти к Приобщению через
исповедь, через покаяние, через тщательное испытание собственной
жизни, так, чтобы не оказаться осужденными, приступив небрежно к
Святой Трапезе.
А это предполагает несколько простых, но необходимых
вещей: нельзя приступать к Причастию, опоздав к началу литургии;
нельзя приступать к Причастию, не приготовив себя, в течение всей
предшествующей недели, молитвой, испытанием совести, Правилом перед
Причащением. Если Правило слишком длинно, чтобы прочитать его в
субботу вечером после всенощной, молитвы его можно распределить на
всю неделю, присоединяя их к правилу вечерних и утренних молитв. Во
всяком случае дисциплина, которая требуется от нас всегда, должна
соблюдаться в эти дни еще неукоснительнее. И Православная Церковь
учит, что желающие приступить к Причастию должны присутствовать на
всенощной в субботу вечерам, так, чтобы подготовиться к встрече с
Господом в день Его Воскресения.
Это всё — не просто формальные дисциплинарные
"правила"; это призывы, которые ведут нас за руку в глубины духовной
жизни, к более достойной — или, хотя бы, менее недостойной встрече
Господа.
Вступим поэтому сейчас в Рождественский пост и
приготовим себя строгой дисциплиной ума, внимательно испытывая
движения сердца: как мы относимся к другим, к себе и к Богу, как мы
учимся у Церкви молитве, поклонению и послушанию Божиим заповедям?
И отнесемся также более внимательно, чем мы это
делаем обычно, к соблюдению физических правил поста. Они рассчитаны
на то, чтобы помочь нам отряхнуть расслабленность и потворство своим
слабостям, пробудить в нас чуткость и бодрость, не дать нам
закоснеть в нашей приземленности, которая мешает нам воспарить к
Богу.
Соблюдайте эти правила, готовьтесь внимательно через
весь Рождественский пост, ожидая пришествия Господня, но не
пассивно, а в том состоянии собранного бодрствования, с которым
часовой на страже ожидает прибытия своего Царя. Будем помнить, что
находиться в присутствии Божием — величайшая честь, самое святое,
что с нами может случиться; это не "право" наше, а величайшая честь,
которую Бог нам оказывает, и будем держать себя соответственно.
Аминь!
|