Митрополит Антоний Сурожский
Притча о талантах
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодняшнее евангельское чтение является
частью ряда бесед Христовых о суде. Эти беседы начинаются еще в
предыдущей, 24-й главе Евангелия от Матфея. Ученики Спасителя, видя
стройность и как будто неразрушимую крепость города Иерусалима,
расстилающегося под их ногами, когда они находятся на горе Елеонской,
спрашивают Его о судьбе этого города. Христос предупреждает их о том,
что от всей этой крепости и силы не останется ничего, и что им надо быть
бдительными, что им надо быть готовыми. Дальше дает Он им три притчи.
Первая говорит о том, что может
оказаться поздно, что суд Божий может застигнуть нас врасплох, когда уже
поздно что-нибудь предпринимать. Это рассказ о десяти девах, из которых
пять оказались готовыми ко встрече Господа, а пять — безумных —
оказались неготовыми. В этом — первое нам предупреждение: суд грядет,
суд будет, и каждое мгновение человек должен быть готов, потому что суд
нас застанет, когда мы не ожидаем его. Придет он, как говорит Господь,
как вор в ночи.
Вторая притча, которую мы сегодня читали
— притча о талантах...Самое в ней важное вот что: каждому человеку
Господь дает нечто,
что является его талантом, даром
ему от Бога. Эти дарования различны, но все они должны принести плод, и
Господь нас не судит по тому, сколько мы принесли плода, а по тому, как
мы отнеслись к данному нам таланту. «Против силы человека», т.е.
соответственно его силам, Христос дает и дарования. Одному хозяин вручил
десять серебряных монет, талантов, другому пять, а третьему — один. Но
из них только первые два принесли какой-то плод, третий никакого плода
не принес. Господь не делает никакого различия между первым и вторым,
хотя первый принес богатый плод, а второй — наполовину меньше; но
Господь осуждает третьего за его малодушие: он не посмел рискнуть всем,
чтобы Господу принести плод. Он зарыл свой талант, он уберег его, он
принес его обратно Господу, каким он был. Как будто Господу и жаловаться
не на что, и раб Ему так и говорит: «Ты Свое получил полностью». Но не
для того был дан талант Господом, чтобы он остался бесплодным, а для
того, чтобы человек, получив талант, стал другим человеком, новым
человеком. То, чего не хватило у этого недостойного раба, было мужество,
была смелость, была способность всем пожертвовать и всем рисковать,
чтобы не оказаться бесплодным. Вот за это малодушие и за эту слабость
души он и был осужден.
Третья притча читается перед самым
Великим Постом. Она говорит нам о том, что плод, который мы должны
принести, это плод истинной человечности. Вы помните притчу о козлищах и
овцах. Бог не судит людей за то, что они не богословствовали, за то, что
они не были велики, а за то, что они не были достойны своего
человеческого звания, за то, что были жестки сердцем, черствы и
неотзывчивы. Вот притчи, которые стоят перед нами теперь: предупреждение
о том, что суд грядет, предупреждение о том, что он придет внезапно, как
вор в ночи, и что мы можем оказаться неготовыми, предупреждение о том,
что каждому из нас дано достаточно, чтобы принести плод в радость
Господу и в спасение своей души, и этот плод бесконечно прост: будь
человеком, и будешь ты способен принять Господа.
Вдумайтесь в эти слова — это путь
простой, а вместе с тем, в конце его стоит суд, от которого ничего нас
спасти не может, потому что тому, кто окажется недостойным своего звания
человека, нет пути в Царство, где мы призваны быть подобными Самому
Богу. Аминь.
|
|