Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Не только боязно бывает, но иногда и опасно
проповедовать слово Божие. Потому что Господь сказал: по словам своим
осудишься... Ты будешь судим, потому что если ты проповедуешь Божию
правду, если ты ее провозглашаешь — и остаешься праздным, не делая того,
что заповедал Господь и о чем ты достаточно знаешь, чтобы возвещать это
другим, — тогда как устоять перед судом Божиим? И это относится не
только к священнику, но ко всякому христианину, который призван быть
свидетелем, апостолом, нести Божие слово, Божию правду тем, которые во
тьме или в потемках, которым нужен Божий свет, нужна Божия правда и
Божия жизнь.
Сегодняшнее Евангелие встает перед нами так
требовательно. Оно начинается словами, которые можно понять по-разному:
“Учитель благий — что сделать, чтобы наследовать жизнь вечную?” И
Господь отвечает: Почему ты называешь Меня благим? Благ один только
Бог... Он не говорит: “Ты ошибаешься”. Он не отрекается от Своего права
называться благим, как Бог благ; и поэтому для тех, у кого есть уши,
чтобы слышать, для тех, у кого есть сердце, способное уловить благость
Господа Иисуса, превосходящую всякую человеческую благость, всякую
человеческую красоту и правду, это есть свидетельство: Да, ты
обращаешься к своему Богу, и на твой вопрос будет отвечать Бог твой...
И затем Христос дает нам два указания. Одно: если хочешь
получить вечную жизнь, то соблюдай заповеди… Заповеди Божии — не только
правила поведения, хотя тоже и это; но заповеди Божии, как говорится в
одном из псалмов, должны корениться в самом нашем сердце. Мы должны были
бы из самых глубин сердца выполнять заповеди: не потому что они как бы
заданы нам извне, а потому что они достигли нас со всем звучанием
правды; не потому что Бог сказал, а потому что всем нашим существом мы
ответили: Аминь! Это правда, это жизнь, это путь в вечную жизнь!
Когда мы слышим Христа, говорящего о “заповедях”, — где
мы по отношению к ним находимся? Кто из нас может сказать, что он, она
были верны каждому слову этого короткого перечня заповедей, без которых
нам не построить жизни? Где мы стоим? Я, говорящий, и вы, слушающие,
потому что такая же ответственность на слушающем, как и на говорящем!
Как часто мы думаем, как и этот молодой человек, — но с каким малым
основанием! — что мы стремимся к совершенству. Но мы хотим совершенства,
не пройдя прежде даже путем заповедей.
Но Христос говорит ясно: Если хочешь совершенства —
отдай все, что имеешь... Мы можем отдать не только вещественное
имущество; у всех нас есть сокровища, накопленные в уме, и в сердце, и в
душе, вещи, которые нам более дороги, чем что-либо материальное и что
составляет наше богатство. Каждый из нас должен заглянуть внутрь себя и
спросить: что есть такого, что составляет мое собственное сокровище? Что
есть такого, что я не отдам, даже ради вечной жизни, ради Бога?
Мы не выражаемся так грубо, но крепко прижимаем к себе
то, чем дорожим, и надеемся, что вступим в Царство Божие, достигнем
совершенства и во всей полноте станем тем, к чему призваны, такими
людьми, какими нас возмечтал Бог, когда создавал нас, — и это не так.
В Книге Откровения есть место, где говорится: Одно Я
имею против тебя — что ты забыл свою первую любовь... И эта первая
любовь для каждого из нас — Живой Бог, Которого мы называем столькими
именами: мы называем Его “Жизнь”, мы называем Его “Полнота”, мы называем
Его “Радость”, мы называем Его всеми именами, которые указывают, как нам
достичь полноты бытия. Иногда мы знаем, что только в Боге это возможно,
иногда воображаем, что можем перерасти самих себя. Так или иначе, это
наша первая любовь: вырасти в то величие, какое Бог для нас возмечтал, в
тех людей, какими Он хочет, чтобы мы были. И мы не следуем заповедям,
потому что думаем, что можем достичь этого более простым путем; и не
отдаем всего того, что имеем, то есть единственного, с чем мы не готовы
расстаться, ожидая, что Бог примет и нас, и нашу обузу.
Задумаемся над этим рассказом. Это даже не притча, это
реально случилось с одним молодым человеком. Это же случается и с каждым
из нас, когда Бог говорит: Был ли ты верен тому образу жизни, который Я
наметил для тебя словами заповедей, как отмечают путь дорожными
указателями? Хочешь достигнуть полноты — вот тебе отправная точка... И
если вы были верными в этом, то поставьте перед собой другой вопрос: с
каким сокровищем я не расстанусь даже и для вечной жизни?
Юноша услышал слова Христа и отошел печальным. У него
были владения земные, а у нас столько имущества не материального, но
которое для нас как обуза, как цепи, нас сковывающие.
Но есть в этом рассказе одна черта, которая может дать
нам столько надежды. Христос не осудил этого юношу, Христос отпустил его
без слова упрека; то, что Он сказал, было как зерно, посеянное в ум и
сердце этого юноши. Он дал ему отойти раненным в сердце, озадаченным в
уме, с призывом приступить к действию героическим усилием воли и
самоотречения — как Христос сказал: Отвергнись себя и следуй за Мной...
Куда? По путям человеческой жизни — с одной стороны, а с другой стороны
— в полноту вечной жизни.
Когда Христос говорит нам: “Следуй за Мной”, Он не зовет
нас идти по пугающим потемкам одинокого пути; Он говорит: Я прошел весь
этот путь, Я изведал каждую его западню — ты можешь идти без страха! Я
как добрый пастырь, идущий впереди своих овец и сам встречающий
опасность, так, чтобы овцы были целы...
Все мы сейчас пойдем домой, как этот молодой человек,
может быть, опечаленные, что ни один из нас не смог соблюсти заповеди и
отказаться от самого драгоценного своего обладания. Но помните: мы не
уйдем осужденными. В сегодняшнем чтении нам предложен конечный выбор, и
до тех пор, пока мы боремся на земле, есть еще время. Но не будем
обманываться временем: время бежит, время летит — пусть же не окажется
слишком поздно, — повернемся к жизни, станем всем, чем мы способны быть.
И ответ сегодняшнего Евангелия так прост: “Но кто же может тогда
спастись?” — и ответ: Человеку это невозможно его собственными силами,
но Богу все возможно... Это наша надежда: с нами Бог, и ничто не
невозможно нам. Аминь! |