Митрополит Антоний Сурожский

О прощении грехов

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Очень часто люди снова и снова приносят на исповедь грехи, в которых они каялись прежде. Священник не знает, что с этим делать; не знает и тот, кто приходит на исповедь. Похоже, что человек просто во власти у этих грехов.

И вот я хочу напомнить вам (вернее, не напомнить, потому что для большинства из вас это не напоминание, а предостережение), что когда приходит старость, то наступает момент, когда мы не можем оттолкнуть, отвергнуть мысли, встающие в нас. И тогда мы стоим перед лицом воспоминаний, которые для нас — ужас.

Вспоминается пожилая женщина, которая пришла ко мне и сказала: "Не знаю, что мне делать. Я не могу больше спать. Когда ночь наступает, воспоминания о прошлом поднимаются во мне, и всегда это воспоминания о зле, воспоминания о грехе, воспоминания об уродстве... Я обращалась к врачам, — они дали мне снотворные таблетки. Но вместо того, чтобы вылечить меня, они превратили эти воспоминания в бред, против которого я уже ничего не могу".

Я сказал ей: Слава Богу за это. Бог дает нам пережить нашу жизнь снова и снова — не в том смысле, что мы возвращаемся обратно к жизни после смерти в перевоплощении, но раз за разом память о прошлом встает в нас и требует нашего внимания, как будто Бог говорит нам: вот что случилось в твоей жизни. Этот грех ты совершила; эти слова, жестокие, грубые, ты кому-то сказала, ты ранила душу человека, м.б. не одного. Как ты теперь к этому относишься? Когда ты грешила двадцать, тридцать, сорок лет назад, ты, очевидно, не понимала о жизни многого, что понимаешь теперь. Но теперь, обогащенная годами опыта — что бы ты сделала? Если бы тебя снова перенесли в то мгновенье, которое сейчас возвращается к тебе кошмаром, бредом — что бы ты сделала? Сделала ли бы то же самое? Согрешила ли бы точно так же?.. Вместо того, чтобы бежать от воспоминания, вернись в это мгновенье; посмотри на него глубоко, так глубоко, как только можешь, и спроси себя: теперь, со всем богатством опыта многих лет жизни, сделала бы я то же? произнесла бы те же слова? ранила ли человека, как сделала тогда?.. И если можешь сказать от всего сердца, от всего помышления, от всей души, всей решимостью: "Нет, это было бы теперь невозможно" — значит, грех, который возвращается к тебе в воспоминании, провалился в небытие. Но пока ты не можешь исповедовать его Богу и самой себе, пока ты не можешь признать его за зло и отвергнуть его всем твоим существом, это не грех прошлого, он остался грехом твоего настоящего, твоей сегодняшней греховностью и ничем иным.

И еще один пример приходит мне на ум. Умирала старая женщина; она исповедовалась, и я чувствовал, что чего-то не хватает в исповеди, и сказал ей: "Прежде чем я дам вам разрешительную молитву, скажите: со всеми ли вы в мире?" И она ответила: "Со всеми, кроме одного человека. И этому человеку я не прощу никогда". Я сказал ей, что в таком случае не могу дать ей разрешительной молитвы и не причащу ее. "Но я не могу умереть в вечную смерть!" — "Вы так и умрете, если только не исправите свою жизнь теперь, перед тем, как смерть пришла на вас. Я даю вам час. Через час я вернусь, и вы должны будете дать ответ на мой вопрос".

Я вернулся через час. Она меня встретила сияющим взором и сказала: "Спасибо, что вы не были снисходительны ко мне. Я позвонила человеку, которого ненавидела годами, и мы примирились. Он скоро придет. И теперь я могу сказать, что я простила ему из глубины своего сердца, всем своим существом". Тогда я дал ей разрешение и причастил ее, и, повидавшись с этим человеком, она умерла в мире.

Я рассказываю вам эти примеры, потому что думаю, что не надо нам ждать часа смерти, не надо нам ждать старости, которая сделает нас жертвами этих жутких воспоминаний, этого греховного бреда, о котором мы думали, что он принадлежит прошлому, но который остался настоящим.

Задумаемся над этим. И когда поймем, что на исповеди мы скажем: "Отче, я снова сделал то-то и то-то", остановимся перед тем, как идти на исповедь и спросим себя: как случилось, что я не раскаялся? Как случилось, что этот грех — всё еще мое настоящее состояние?.. Спросим себя: почему, каким образом он стал таким всесильным надо мной? — и после будем действовать. Действовать страстно, действовать смело, чтобы освободиться от вещей малых или больших.

И если мы не делаем этого каждый раз, как грех всплывает из глубин памяти или из глубин души, придет день, когда это встанет перед нами в старости так, как случилось с этой женщиной. Она отделалась от всего этого, потому что поняла — но сколько людей не понимает!

Будем же со всей нашей энергией, со всей смелостью стоять перед лицом нашего прошлого, перед всем, что в нём есть — и очистим его. Потому что пока это прошлое не очищено, оно всё еще наше настоящее.

Милость Божия да будет с нами, и свет Его да знаменуется на нас. Благодать Божия да приведет нас в истинное покаяние и в новизну жизни. Аминь.



Электронная библиотека "Митрополит Сурожский Антоний"
Telegram-канал "Антоний Сурожский. Проповеди"
Книги Митрополита Антония Сурожского на OZON
 

/ Рейтинг@Mail.ru