Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В одном из Евангелий тому отрывку, который
читался сегодня о исцелении двух бесноватых в стране
Гергесинской, предшествует короткий рассказ о том, как Христос
вместе с учениками пересекал Галилейское море. В пути их застала
буря. И в Евангелии говорится, что Христос спокойно спал,
положив голову на подушку. И апостолы вскричали — не с молитвой,
а возмущенно: «Неужели Тебе дела нет, что мы погибаем?» Христос
встал, с печалью посмотрел на них и сказал: «О, маловеры!» Потом
обратился к буре и повелел ей стихнуть.
Не это ли так часто случается с нами? Мы
чувствуем, что мы в опасности, в нужде, мы обращаемся к Богу,
требуем Его внимания, хотим, чтобы все происходило по нашей воле
— и ответа нет. Бог как будто спит, и нам кажется, что Ему
безразлично, что Он, подобно Христу в лодке, спокойно почивает,
пока мы, Его создания, взываем и стонем в беде.
Не следует ли нам чем-то научиться? Да, мы не на
море, мы не в лодке, вокруг нас нет физической бури. Но бури
бушуют вокруг нас и внутри нас, и мы обращаемся к Богу, потому
что хотим, чтобы Он разрешил нашу проблему., А Христос уже давно
сказал, что если бы у нас была вера хоть с горчичное зерно, мы
могли бы горы передвигать. Значит ли это, что у нас нет веры
даже с горчичное зерно? Нет веры и, следовательно, нет ни
мужества, ни понимания: нет мужества чтобы противостоять буре,
нет понимания, чтобы увидеть в буре пути Божии? Ведь Господь
сказал Исаии: Мои пути — не ваши пути, и Мои мысли — не ваши
мысли. Мои пути выше ваших путей, и Мои мысли выше ваших мыслей…
Неужели мы ничему не научились из Евангелия, из нашей жизни в
том удивительном обществе, которое мы называем Церковью, где Бог
и человек пребывают вместе? Неужели мы не понимаем, что в силе
Божией, нас укрепляющей, мы можем противостать буре, для этого
не требуется чуда, требуется только иметь веру? Это первое.
А в сегодняшнем Евангелии мы видим еще другой
образ. Христос пришел в землю этих бесноватых. Здесь Он не
остался бездеятельным, пассивным, Он не уклонился: Он действует,
Он исцеляет бесноватых. И что же случается, как на это
отзываются жители? Они в ужасе, потому что увидели такое
проявление силы Божией, которое повергает их в страх, а не в
благоговение. И они просят Христа удалиться: Оставь нас, уйди!..
То, что Христос совершил Свое дело, исцелил, спас этих людей, не
важно, для них важно, какой ценой это произошло: они лишились
своих свиней…
Опять-таки, не это ли бывает и с нами? Мы просим
Бога войти в нашу жизнь, и внезапно мы обнаруживаем, что Бог
входит не так, как нам хотелось бы! Он не входит в нашу жизнь
для того просто, чтобы навести в ней порядок так, как нам того
хочется. Он обращает мертвую упорядоченность нашей жизни в хаос,
но такой хаос, который несет в себе многие возможности — но мы
этого не хотим! Мы держимся за то, что у нас было: спокойная
жизнь без проблем, без великий событий, главное, без всяких
трагических событий!
Неделю назад мы читали рассказ о сотнике,
которому Христос сказал: «Я приду и исцелю твоего слугу». И тот
ответил: Нет, Господи, нет нужды Тебе приходить, я верю, что
Тебе достаточно сказать слово — и все будет в порядке… Не
требуется, чтобы Христос Сам пришел; а в нашей жизни — как часто
Он произносил Свое слово: все Евангелие — слово Христово,
обращенное к нам, все Евангелие состоит из слов, которые несут
жизнь вечную. Вы, наверное, помните тот случай, когда слова
Христа показались неудобопонятными тем, кто Его окружал, и
многие отошли от Него. Христос обратился к двенадцати ближайшим
ученикам и спросил: «Не хотите ли и вы уйти?» — и Петр ответил:
«Куда нам идти? У Тебя глаголы вечной жизни!» Христос никогда не
говорил о вечной жизни, не описывал ее; Его слова вечной жизни
выражались в том, что пробуждали вечную жизнь в тех, кто слушал,
кто слышал, у кого были уши чтобы слышать. «Скажи слово, и
исцелеет слуга мой!» Христос говорит, — почему же мы, Его слуги,
не исцеляемся? Потому что мы не хотим слушать.
В другой случае, раньше, Петр сказал Христу: «Выйди
от меня, я человек грешник». Он сказал это, когда увидел
чудесный улов рыб на море Галилейском. Я недостоин. Я грешник…
Произносили ли мы когда-либо такие слова? Чувствовали ли мы, что
недостойны Христова посещения, что не может Он прийти под наш
кров, стать нам близким, быть с нами, делать для нас все, в чем
мы нуждаемся? Да, быть для нас, словно слуга, исполняющий то, в
чем мы нуждаемся…
Так ли мы отзываемся на Евангелие? Подумаем о
Петре, о его благоговейном страхе, потому что он увидел дела
Божии; подумаем и о тех людях, которые тоже увидели дела Божии.
Они тоже сказали: «Уйди, Господи!» — но настолько по-иному. Кто
мы: Петр или жители-гергесинцы?
И еще: мы страдаем, мы в нужде, — хватает ли у
нас веры сказать: «В силе Христовой, меня укрепляющей, я могу
встретить мое страдание, мою нужду»; или мы оборачиваемся к Богу
и говорим: «Спаси меня — Ты Сам! Я не готов терпеть это
испытание!»
Задумаемся об этом. Каждое слово Божие —
спасение для нас, если мы слушаем его, если отзываемся на него.
Будем слушать — глубже, чем я говорил сегодня, будем
перечитывать эти места, вдумываться в них, находя в них то, чего
я не разглядел. И будем все, в меру своего понимания и за
пределом собственных сил, в духе и силе Христовых, жить согласно
Его слову. Аминь.