Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Недели, следующие за Крестопоклонной седмицей,
говорят нам о святых двух родов: о таких, которые были
наставниками духовной жизни и потому указывают путь, каким мы
должны идти для того, чтобы действительно принести Богу
благодарность всей нашей жизнью, душой, мыслью, сердцем, волей,
плотью нашей; и таких святых, которые были грешниками, подобными
нам, — некоторые могут даже сказать: хуже нас (хотя человек,
который грешит и умеет по-настоящему каяться, показывает, что у
него душа и во грехе была в таком борении, какого у нас часто не
наблюдаешь) и которые показывают нам, что может Бог сотворить
над человеком, когда тот к Нему приходит и кается в своих
грехах.
Первая неделя после Крестопоклонной посвящена
памяти святого Иоанна Лествичника. Святой Иоанн так назван,
потому что он написал всего одну книгу, которая называется
"Лестница восхождения к Богу", где шаг за шагом нас наставляет,
как вырваться из греха, как шаг за шагом подниматься к Богу,
живя такой жизнью, которая Богу была бы радостью, а нам —
спасением.
В чем же основное его учение? Во-первых, в том,
что без покаяния истинного, слезного, без того чтобы наше сердце
растаяло в нас слезами, нет пути к подлинному возрождению
человека. Это очень важно. Речь не идет о том, чтобы быть
плаксивыми, а о том, чтобы глубоко восчувствовать, с одной
стороны, величие, красоту, любовь Божию, и, с другой стороны,
пережить нашу собственную неверность и наше недостоинство,
изумиться: каким образом Бог может такого, как я, любить, больше
того: любить до смерти Своей, любить жизнью Своей, смертью
Своей, крестом Своим. Покаяние не заключается в том, чтобы
только оплакивать свои грехи, а в том, чтобы, поняв, что эти
грехи принудили Христа умереть на кресте, отвернуться от них с
отвращением. Покаяние заключается в том, чтобы весь курс жизни
переменить от земли к небу, от тьмы во свет, из отчуждения от
Бога — к Самому Богу.
А второе, о чем говорит святой, это то, что путь
к спасению лежит во смирении. Причем не в том ложном смирении,
которое мы все умеем проявлять, говоря: Ой, я недостоин!.. Ой, я
не такой, каким вы себе представляете меня... — Нет, в смирении
таком, которое нас, во-первых, примиряет, потому что смиренный
человек это человек, который с-мирился, при-мирился со всеми
обстоятельствами своей жизни и считает их даром Божиим; и дальше
— который готов в пределах этих обстоятельств прислушиваться к
голосу Божию и быть открытым Ему, примиренным с Ним и поэтому
способным вслушиваться в каждое слово каждого наставления.
Латинское слово, означающее "смирение" —
humilitas — говорит о том, что мы должны
быть подобны плодородной земле, которая лежит перед лицом неба,
безмолвная, готовая принять от него и теплоту, и дождь, которая
готова быть глубоко вспаханной плугом и потом, удобренная,
способна принять любое зерно, любое семя, которое будет посеяно
в нее, и принести богатый плод. Вот о чем говорит нам в основе
святой Иоанн Лествичник: Покайся, осознай до слез свое
недостоинство и свою нужду в Боге, обратись в Его сторону,
обратись прямо к Нему и прими всё от руки Божией как путь
спасения. Если этим путем идти, то спасения достигнешь, потому
что Бог нас встречает не только на полпути, Он снисходит до
самых глубин нашего греха и спасает нас, грешных. Аминь. |