Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Люди обыкновенно свою родословную ведут от чести к
чести, от славы к славе, вспоминая в своем родстве людей, которые перед
Богом или перед людьми были великими, значительными. Родословная
Христова, которую мы сегодня читали, - это длинный сказ о человеческой
верности и о человеческом предательстве. Это сказ о человеке, который
искал Бога, который душой к Нему устремлялся, подвигом жизни старался
себя победить ради Бога, Его правды и вечной жизни. И вместе с этим
вплетена в этот рассказ длинная вереница имен, которые говорят о
человеческом позоре, о человеческом падении, о человеческой неверности.
Христос ведет Свою родословную не от славы - для этого было бы
достаточно сказать «Он Сын Божий», Он ведет Свою родословную через все и
славные и страшные пути, которые нам описаны в Ветхом Завете.
А Ветхий Завет это не только рассказ о народе, быль,
реальная быль о народе, в котором родился Спаситель Христос, это тоже
образ человеческой души, исповедь всего человечества, видение его путей
как Бог их видит. И в этом отношении родословная Христова говорит нам
тоже о том, что происходит в нашей душе и жизни, когда мы ищем Бога,
переходя от искренней любви, устремленности к Нему, веры, подлинной
надежды и предельной немощи падения, а значит и предательства,
предательства Самого Бога и предательства других людей, которые имеют
право опираться на нашу верность в их восхождении в Царство Небесное.
Вот почему перед Рождеством Христовым предлагается нам это долгое,
подчас многим - почему не сказать: всем? - недоуменное чтение. Как мало
среди нас, наверное, таких, которые в свободное время взяли бы и прочли
эту родословную хоть один раз в своей жизни, и поискали бы в Ветхом
Завете, о ком же идет речь, кто эти люди, которые нам дали Христа? Мы
знаем веру Авраама, мы знаем жертву Исаака, мы знаем чистоту и
целомудрие Иосифа Прекрасного. Иногда промелькнет другое имя, которое о
чем-то говорит. А большинство из этих имен так богаты содержанием.
Христос на Себя все взял, и величие человека состоит в
том, что без него не воплотился бы Бог. Только потому, что человек так
велик, что может вместить полноту Божества, смог Бог плотью стать
человеком. Но вместе с этим Христос принял всю немощь, всю хрупкость,
весь ужас человеческой судьбы. Станем потому вчитываться в эти имена
так, как мы вспоминаем людей, которые в нашей жизни сыграли
значительную, решающую роль. Вчитаемся в эти имена, и будем вспоминать,
что плоть Христова была соткана из плоти этих людей, что человеческая
душа Христова постепенно, из рода в род, очищалась и переходила от
подвига к ужасу через этих людей. Вспомним их сегодня, вспомним их и в
другие дни нашей жизни с глубоким благоговением, с трепетной
благодарностью. Они нам дали Христа: тело Христово - их тело, рождение
Христово - завершение их земной судьбы, их веры, их верности, их
искания, их устремленности к Богу, несмотря на слабость, немощь и грех.
И научимся идти этим же путем, опираясь на все сильное, на все Божие в
них и в нас и преодолевая, побеждая с помощью Божией благодати и милости
все то, что в нас недостойно Его и нашего человеческого достоинства.
Аминь.
|