Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Мы сегодня слышали в Евангелии притчу о сеятеле и можем
себе поставить вопрос о том, что такое притча. Это не рассказ, это не
иллюстрация какой-нибудь мысли, это призыв, можно было бы даже сказать —
это вызов нам задуматься над тем, что в ней сказано. Сегодняшняя притча
в этом отношении очень ясна; Христос дает четыре
образа, которые соответствуют состоянию человеческих душ. Мы слышим
слово Божие, слышим его в Евангелии, слышим его в молитве, слышим его
даже в своем сердце, когда наша душа, наш ум говорят нам Божию правду. И
как мы на это будем реагировать?
Образы, которые дает Христос, да — это образы, но они
идут гораздо дальше того, что в них сказано. Некоторые слова падают на
дорогу: порой мы слышим новое слово из Евангелия или просто от человека,
и в тот момент нам оно кажется хорошим, интересным, но мы заняты другим.
И пока мы откладываем время задуматься над услышанным, приходят другие
мысли, которые отнимают от нас даже воспоминание о том, что было
услышано.
Порой бывает, что слова евангельские или добрые
человеческие слова падают в терние, то есть мы их слышим посреди забот,
посреди волнений нашей жизни; мы заняты совсем другим, и как бы издали
до нас доходят какие-то святые слова, но они заглушаются шумом этой
жизни, и мы не успеваем остановиться на них.
Порой бывает, что эти слова падают на каменную почву.
Это очень страшно. Со мной это раз случилось так страшно, так жутко, что
я этого забыть не могу. Я вышел читать Евангелие, то есть произносить
перед вами, для себя и для вас слова Самого Христа, и ничего из
сказанного Им до меня не дошло. Когда я вернулся в алтарь, я подумал:
как могу я сказать проповедь на слова, которые до меня вовсе не дошли,
на которые я отозвался, будто говоря Спасителю: Ты напрасно говоришь;
то, что Ты говоришь, меня не касается, мне не интересно!.. Представляете
себе этот ужас! Я вышел на проповедь и так и сказал, — сказал честно о
том, что Христос говорил со мной, и всё, что я мог Ему сказать в ответ,
это: "То, что Ты говоришь мне, мне неинтересно, до души не доходит, даже
ума не касается, это для меня просто пустой звук".
И мне стало страшно: как я перед Господом могу стоять в
молитве церковной, руководить этой молитвой, когда эти слова, Христовы
слова, обращенные ко мне лично, оставались во мне как бы пустым звуком.
И я обратился тогда к верующим (может быть некоторые из вас это помнят,
а, может быть, эти мои слова тоже пали в терние и забыты) — и сказал:
«Подумайте: бывало ли с вами, что вы читали Евангелие, слышали добрые
слова, не только в проповеди, но от родных, от друзей, и единственный
отзвук, который у вас был, это: "Ох, отстань, мне сейчас не до этого! Я
устал, у меня другие заботы, другие мысли, или просто я сейчас не в
состоянии даже почувствовать то, что ты мне говоришь — отойди".
Случалось ли с кем-нибудь из вас такое страшное?» А вместе с этим именно
это Христос описывает в этой притче. Как это страшно!
А иногда бывает, что слово падет на добрую почву, то
есть коснется нас, ударит нас в самую сердцевину нашей души, и тогда всё
изменяется. Так случилось с каждым из апостолов, с каждым из святых, с
каждым из грешников, которые в свое время отошли от греха, стали новыми
людьми.
Подумаем об этом: кто я сегодня? Каменистая почва,
которая отбрасывает каждое слово, что я слышу? Дорога, по которой ходят,
ходят, ходят? Или душа моя исполнилась такими заботами, такими
тревогами, интересами, что слова Христовы представляют собой только
малую долю того, что я слышу, а в сущности, есть столько более
занимательного в жизни? Боже, какой это ужас!
И поэтому, как мне один священник раз сказал: читай
Евангелие каждый день, потому что ты будешь меняться с каждым днем. Один
раз ты будешь каменистой почвой; другой раз твоя душа будет как бы
заполнена тернием, в другой раз придорожная пыль наслоится. А в какой-то
день, неожиданно для тебя, эти слова тебя коснутся и окажутся новой
жизнью.
Подумайте над этим, — об этом говорит эта притча. Аминь. |