Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В одном из своих
послани й
апостол Павел нас призывает принимать друг
друга так, как нас принял Христос. И я хочу обратить ваше внимание на
две вещи. Во-первых, Христос нас принимает без разбора. А во-вторых, Он
принимает нас и не требует отчета, не ставит нам условий. И эти
две вещи мы не умеем делать и в этом
мы так непохожи на Христа, Которого мы
называем Своим учителем и наставником.
Христос умеет прощать, но прощать не
так, как прощаем мы. Вспомните притчу о блудном сыне. Слова сына: «Отче,
дай мне теперь то, что мне бы пришлось получить после твоей смерти»,
в сущности ,
значат: «Старик, ты зажился на
земле, твоя жизнь мне не нужна, она мне только помеха. Сговоримся: умри!
Сойди с моего пути, я забуду о тебе
и буду
жить, как будто тебя больше нет ». И
после этих слов он уходит. И приходит время, когда он испытывает на себе
точно то, что совершил сам над отцом :
пока у него было богатство, люди его
любили, его окружали . Когда он
оказался обездоленным, люди без
единого слова ему сказали то же самое, что сказал он отцу:
«Теперь ты нам не нужен. Ты для нас
никакого значения никогда не имел, только то
было важно ,
чем мы могли от тебя поживиться ».
И когда он это понял, тогда действительно
до него дошло на опыте, что он сделал над отцом ,
о н вошел в себя, покаялся и пустился
в путь. И он готовил целую исповедь:
«Отче, я согрешил против неб а
и перед тобой ,
я больше недостоин называться твоим сыном;
но прими меня хотя бы как одного из твоих наемников ».
И шел он, и шел он к отцу, называл его
отцом, хотя з нал, что
недостоин быть сыном.
Но смотрите, что сделал отец: когда сын
еще был вдали, отец его увидел и не стал
его ждать у дверей, не стал выжидать момента, когда тот в стыде, в
позоре, в покаянии бросится к его ногам, признается во всем, не стал
ждать его унижения для того, чтобы великодушно его простить, и
«на пробу», как мы это делаем часто, его
принять. Он побежал навстречу; он обнял сына
раньше, чем тот
одно слово сказал . И когда сын начал
говорить, он ему дал сказать только начало: «Отче» — да, он признал, что
у него есть отец, хотя он над ним совершил нравственное убийство: сойди
с моего пути, чтобы тебя не было... он дал ему сказать: «Я согрешил на
небо и перед тобой» — это правда; «я недостоин называться твоим сыном» —
тоже правда; но тут его отец остановил; потому что недостойным сыном он
ему мог быть, а добрым наемником — никогда .
Отец остается отцом ,
он никогда по отношению к нам не согласится
стать хозяином. Вот как принял отец блудного сына: достаточно было того,
что сын вернулся, чтобы отец по верил искренности его раскаяния.
Не так мы поступаем.
Мы требуем извинения, мы требуем полного
признания . Мы говорим, что еще
посмотрим: «Я тебя обратно возьму на пробу» — другом, мужем,
женой… Не так поступает Христос .
Он не требует ни одного слова о том, что
было на стране далече . Ему
достаточно: ты пришел, ты вернулся — значит,
всё, что было тогда, это было кошмар, это
было сон . Мы теперь проснулись ,
мы теперь в жизни, а не в безумном
сне.
Часто, когда мы думаем о прощении, мы
говорим — вот, я прощу; как бы мне забыть? Не надо забывать! Если бы мы
могли забыть то, что случилось, мы непременно вернулись бы к тому, что
было. Надо помнить; но не той злой памятью, которой мы помним. Мы
помним: вот человек, с которым мы теперь примирились, однако в наших
отношениях где-то еще трещина ,
где-то возможна неправда, где-то теснится
возможность ссоры. Не так надо помнить. Надо помнить, что если человек
против нас согрешил, значит , он в
чем-то слаб, значит, где-то он уязвим и человеческими отношениями, и
бесовским воздействием . Вот это надо помнить, чтобы изо всей силы
и ценой собственного покоя, собственного благополучия его защитить от
этого, не вспоминать ему, что было, а
помнить, что здесь у него слабое место, и его целить и защищать.
Если бы мы могли так прощать, то мы
прощали бы крепко и навсегда. Мы не прощали бы в надежде,
что человек переменился ,
а прощали бы для того, чтобы ,
окутанный поддержкой и укрепленный любовью,
он мог перемениться, если Бог даст. Мы его приняли бы не потому,
что он унизился перед нами, а просто потому, что он к нам пришел,
проявил это смирение и доверие. И наконец,
мы помнили бы, помнили бы с болью душевной, чт о
случилось, чтобы никогда больше этого
человека не поставить в то положение, в котором о н споткнулся,
пал и разбился.
Подумайте об этом. Так нас принимает
Христос и так мы призваны друг друга принимать. Мы часто гордимся перед
теми, кто нас унижает: они слабы и пали, мы крепки — устояли. Так
помните другие слова Писания: вам, сильным, надлежит носить тяготы
слабых... И вот если это помнить, тогда
можно перемениться и исцелиться . И тогда, может быть, наши
человеческие отношения хотя бы похожи станут
на то, как нас носит Христос. Аминь