Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Пост — время покаяния, время, когда наши окаменевшие
сердца должны силой Божией превратиться в сердца плотяные, из
бесчувственных стать чуткими, из холодных и жестких стать теплыми и
открытыми для других и для Самого Бога.
Пост — это время обновления, когда, как весной, все
опять становится новым; когда наша жизнь, постепенно сошедшая на нет,
едва мерцающая, снова оживает с той силой, которую Бог может дать нам,
приобщая нас к Своему Святому Духу, делая нас в Святых Тайнах и в прямом
даре Самого Себя причастниками Божественной природы.
Это время примирения, а примирение — это радость
Божия и наша радость; это — новое начало.
Сегодня совершается память святого Иоанна Лествичника,
и я хочу прочитать вам несколько из его слов, особенно значительных для
того периода церковного года, который мы сейчас переживаем: «Покаяние —
это наше возвращение к Богу, обновление нашего крещения; это подвиг,
чтобы обновить наш союз с Богом, наш обет изменить свою жизнь. Это
время, когда мы можем научиться смирению, то есть миру: миру с Богом,
миру с самими собой, миру со всей тварью. Покаяние
рождается с надежды и решительного отказа
от отчаяния. И кающийся — это тот, который заслуживает осуждения,
но уходит с предстояния суду без стыда и позора, потому что покаяние —
это наше примирение с Богом. И достигается это через достойную жизнь,
через войну с грехами, которые мы совершали в прошлом. Покаяние — это
очищение нашей совести. Покаяние — это готовность, без слова ропота и в
преображении любовью, понести всякую печаль и всякую боль».
И если мы спросим себя, как, каким путем достичь
этого, как мы можем отозваться Богу, Который принимает нас, как отец
принял блудного сына, Богу, Который столько ждал нас, с тоской, когда мы
отвергли Его, и никогда не отвернулся от нас, — как мы можем отозваться
такому Богу? — то вот еще короткий отрывок о молитве: «Не изощряйся в
молитвенном красноречии; потому что нашего Небесного Отца часто радует и
застенчивый, немудреный лепет детей. Не многословь, когда разговариваешь
с Богом, потому что иначе, изыскивая слова, ты запутаешься в них. За
одно только слово Бог помиловал мытаря; одно слово веры спасло
разбойника на кресте. Многословие в молитве рассеивает ум и наполняет
его обилием образов. Единое же слово, обращенное к Богу, собирает ум в
Его присутствии. И если, когда молишься, какое слово ударило тебя в
сердце, достигло самых твоих глубин, — держись этого слова, повторяй
его, ибо в такие минуты сам Ангел-хранитель молится с тобой, потому что
тогда мы правдивы и верны самим себе и Богу».
Станем же помнить, что говорит святой Иоанн
Лествичник, даже если забудутся мои пояснения; станем помнить его слова,
потому что он был человеком, который знал, что значит обратиться к Богу
и остаться с Ним, быть радостью для Бога и радоваться о Нем. Память
и личность святого Иоанна Лествичника
предлагаются нам сейчас, когда мы восходим к Страстным дням, в пример
того, как благодать Божия может обыкновенного, простого человека
претворить в светильник миру.
Научимся от него, станем следовать его примеру,
станем радоваться о том, что Бог может Своей силой сделать с человеком.
И с уверенностью, с надеждой, с ликующей и вместе с этим тихой,
невозмутимой радостью последуем этому совету прислушаться к Богу,
умоляющему нас найти путь жизни и говорящему нам, что с Ним, в Нем мы
будем живы, потому что Он есть Истина, но также и Путь, и Жизнь вечная.
Аминь. |