Во имя Отца и
Сына и Святого Духа.
Проповедь святого Иоанна Крестителя была
о покаянии. "Покайтесь" — т.е. произнесите
над собой суд, разделите в себе между светом и тьмой, отрекитесь от дел
тьмы, изберите свет, изберите правду, изберите путь Господень
и этим откройте путь Самому Господу придти
к вам. Сделайте прямыми Его стези, расчистите, раскройте путь
Господень... Этот путь ведет в глубины человеческого сердца, и
этот путь прокладывается правдой: правдой жизни, внутренней правдой и
честностью человека.
И когда Христос в Свою очередь вышел на
проповедь, Его слова тоже были о покаянии: Обратитесь к Богу,
отвернитесь от всего, что не достойно ни вас, ни Его, вырастите, как
говорит апостол Павел, в полную меру роста Христова... Но Христос к
этому прибавил нечто, чего еще не мог сказать святой Иоанн Креститель.
Призвав нас к покаянию, к тому, чтобы всей жизнью, всем сердцем и умом,
и крепостью, и хрупкостью своей обратиться к Богу, Христос
прибавил: Ибо приблизилось Царство
Небесное!.. Это Царство начинается внутри нас, но это Царство достигло и
всей вселенной. Внутри нас Царство Божие раскрывается, когда мы в Боге
узнаём своего Господа, когда Он воцаряется в нашей жизни, когда Он
управляет всей нашей жизнью, когда наши мысли, наши чувства, наши
действия, всё, прежде чем совершится, представляются Ему на суд; и
только те из них, которые могут устоять перед судом Божиим, могут быть
нашими мыслями и нашими чувствами и нашими делами.
И это значит, что пути христианские,
пути каждого христианина, пути Церкви, пути каждой общины должны быть
путями Божиими. А о путях Божиих мы знаем, что Бог
сказал Сам, через пророка Исаию: Мои пути
— не ваши пути, и Мои мысли —
не ваши мысли; но как небо выше земли, так
и Мои мысли выше мыслей ваших, и Мои пути выше путей ваших... Мы должны
вырасти перед взором Божиим, мы должны вырасти перед Божиим судом в
такую меру, чтобы наши мысли были
Божиими, чтобы наши пути были Божиими. И тогда можем мы сказать, что
воцарился в нас Господь, и что вошло в нас Царство Божие, что оно живет,
и светится, и торжествует, и спасает нас и других, потому что оно живет
в наших глубинах.
Но Царство Божие пришло и иным образом:
воплощением Сына Божия. Апостол Павел говорит нам, что Христос — Агнец
Божий, закланный для спасения мира еще до
создания этого мира. И когда Христос приходит
к Иоанну Крестителю, Иоанн, видя Его
приближающегося, говорит: Се,
Агнец Божий, вземляй грех мира… Вот
идет Божий Агнец,
Который на Свои плечи берет грех мира,
снимает его с мира и умирает под тяжестью этого человеческого греха.
Когда Христос вошел в историю мира воплощением, Царство Божие вошло в
мир, потому что вошел в мир Сам Царь неба и земли,
вошел в мир Тот, Который был, и есть, и
грядет.
И поэтому мы, христиане, должны жить в
сознании, что есть Царь в этом мире, есть Господь, есть
Спаситель, и что мы — Его слуги, мы
— Eго свидетели, мы те, кого Господь избрал
и, как апостолов,
послал в этот мир возвещать о Его приходе,
возвещать, что Царство Божие уже
вошло, уже в продвижении, уже может быть
достоянием, жизнью, радостью и спасением всех.
Вдумаемся в это,
потому что в этом такая дивная радость,
такое вдохновение нам, и такое призвание: быть теми, внутри которых
Царство Божие уже водворилось, быть теми, из кого сияет свет
вечности, быть теми, кто знает, что Царь неба и земли вошел в историю
мира и правит его судьбами, и кто свидетельствует об этом. Какая слава,
какое диво быть этими людьми! Вырастем же в ту меру, о которой говорит
апостол Павел: в меру полного роста
Христова, — и тогда спасение придет, и будет шириться, и будет
побеждать вокруг нас, и земля из угнетающего, из пугающего града
человеческого разногласия и раздора станет градом Божиим. Аминь! |