Митрополит Антоний Сурожский
Рождество Христово
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В такую ночь, как эта, в морозную,
звёздную ночь родился на земле Господь и Бог наш Иисус Христос. Бог стал
человеком; Своим Божественным существом Он соединился со всем
многослойным существом человека, пронизал существом Своим человеческую
душу, исполнил Божеством Своим, словно огнем, и плоть человеческую,
которую Он воспринял от Девы Богородицы, сроднив Себя таким образом со
всем, что было сотворено державным Его Божественным словом. В такую ночь
мы созерцаем духом это событие: это событие историческое, действительно
случившееся, которое изменило все взаимоотношения Бога и твари. Не
только с нами Бог, но Он - один из нас. Он явил нам Своим воплощением
величие человека, который способен быть не только духоносен, но и
Богоносен, способен соединиться со всей тайной Божества и, как говорит
Ириней Лионский, в совершенстве своем быть Его славою.
Но верить в это событие, принимать его всем сердцем,
всем умом - недостаточно: надо воспринимать его всей жизнью своей, всей
крепостью, всей волей своей, и так прожить, чтобы воплощение Божие было
явлено всему миру тем, какими стали Его ученики, приобщившись тайне
Божества. Апостол Павел был гонителем Христовым, врагом молодой еще
христианской общины; но когда на пути в Дамаск он оказался лицом к лицу
с воскресшим Христом, вся его жизнь переломилась. И когда он нам
говорит: Будьте последователями моими подобно тому, как я последовал
Христу, он нам не хвастается собой, а говорит о том, что когда-то был
врагом Божиим, был врагом Христовым, врагом Церкви, но познав Божество и
Воскресение Спасителя, он всю свою жизнь изменил, стал иным человеком. И
описывает он это великими словами: Для меня жизнь - это Христос, смерть
- желанное приобретение, потому что, живя в теле, я еще разлучен от
Христа... И в другом месте он говорит: Смерть для меня - не совлечение
временной жизни, а облечение в вечность… И кончает он величайшим словом,
словом такого смирения перед волей Божией, такой жертвенной отдачи себя
Ему и людям, перед которыми делается трепетно; он говорит нам: Однако,
для вас полезнее, чтобы я остался жить, и я готов жить -
для того, чтобы свидетельствовать людям и
служить им.
Быть Христовыми это значит не только
умом и сердцем уверовать, это значит всем своим существом измениться, и
изменить свою жизнь. Так ее изменить, чтобы каждый человек, который
встретит либо отдельного христианина, либо общину христиан, с изумлением
глядел бы на отдельного человека и на общину и видел, что эти люди
принадлежат иному миру: не оторвавшись от этого, но переросши его; что
они - граждане вечности, и что через них, в них вечность присутствует на
земле уже теперь, и в них раскрывается перед всеми людьми величие и
красота Царства Божия, которое есть Царство любви неограниченной, любви
бесконечной, любви, которая себя до конца отдает на спасение ближнего -
друга и врага, любящего и ненавидящего.
Только если мы будем таковыми, если жизнь наша будет -
Христос, если Его воля, Его пути, Его мечты о земле осуществятся в нас,
если для нас смерть перестанет быть страшной, а будет любимой, желанной
- не как бегство от жизни, а как вступление в вечность, и если, однако,
мы будем готовы жить самым тяжелым, самым крестным образом для того,
чтобы воссияла радость вечности другим, - только тогда люди вокруг нас
смогут поверить в Господа Бога, Спасителя всей земли, всего мира, Иисуса
Христа, Которому слава и держава во веки. Аминь. |
|