Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Вдумаемся несколько минут в притчу,
которую мы слышали сегодня. Некий человек пригласил самых своих, видимо,
близких людей на пир, - то есть, разделить с ним его радость, вместе с
ним побыть в радости его. И все эти приглашенные один за другим
отказались. У каждого была своя причина: один купил клок земли, крепко
осел на этой земле, овладел ей, стал хозяином, и не было у него уже
времени и охоты разделить чужую радость, - у него была своя. Другой
человек купил пять пар волов, ему надо было работать, у него была задача
в жизни, ему некогда было погружаться в радость другого человека, быть
бездельно в чужой радости, когда у него было свое земное дело,
творчество. Третий женился, - он нашел свою радость и потому не до чужой
радости ему было. Все отвернулись от своего друга потому, что нашли
что-то, что их занимало больше дружбы, больше любви, больше верности.
Не такова ли наша судьба? Господь нас
зовет разделить с Ним жизнь, Его жизнь, разделить с Ним вечную, небесную
жизнь и, значит, и вечную радость. И мы говорим: Да, Господи, придем, но
придем тогда, когда нечего нам будет делать на земле. А пока есть клок
земли, к которому можно прилипнуть сердцем, пока есть дело, которым
можно увлечься и опьянеть, пока есть своя радость, пусть маленькая, но
своя - до Твоей, Господи, радости мне дела нет. Придет время, когда
отойдут от нас эти радости, может быть, тогда вспомним о том, что Ты нас
приглашал к Себе. Может быть, когда своего не будет, поживимся чужим,
Твоим... Разве не так мы живем? Каждый к чему-то сердцем прилип, каждый
чем-то увлекся до опьянения, каждый ищет своей радости, а жизнь течет.
Господь пришел на эту землю и открыл нам
Свою радость. Он пришел на эту землю и всю ее так полюбил, что если мы с
Ним были бы, она вся была бы наша, но не собственнически, не так, как
хозяин переживает обладание землей, а как художник видит красоту и,
свободный от обладания, ликует об этой красоте. Господь вошел в жизнь и
творит дело, и зовет нас стать участниками этого дела, дела преображения
жизни, преображения мира, превращения земли в Царство Небесное. Но это
требует большого сердца и широко раскрытой души, это требует того, чтобы
не только свое, но и чужое дело считать своим. Так должна открыться наша
душа, чтобы дело Божие стало нашим делом, и чтобы мы могли забыть свои
поделки для большого дела Божия.
У каждого из нас сердце раскрывается
любовью к кому-нибудь, а Господь нам говорит: твое сердце слишком узко,
открой его шире, полюби любимых и нелюбимых, полюби своих - но и чужих,
полюби жертвенной любовью, способной себя забыть... Но этого-то ни мы,
ни люди, описанные в притче, не умеем сделать: именно себя забыть мы не
умеем, и мы ждем, чтобы нас забыла земная радость, чтобы нам вспомнить о
радости небесной. И проходит жизнь, и проходим мы мимо жизни, потому что
мы могли бы и теперь этой жизнью жить. Господь вам говорит: Ищите прежде
всего Царство Небесное, - но Он не прибавляет: а другое все будет у вас
отнято, - наоборот, Он говорит: все остальное приложится к тому...
Неужели мы не можем понять, что Господь
пришел на землю, чтобы дать нам жизнь, и жизнь с избытком, чтобы вся
жизнь стала нам родная, а не какой-то малый клочок ее, чтобы все дело,
все творчество, весь путь земли стал бы нашим, - а не только малое,
малое, что мы можем сделать за короткое время земной жизни. И о том
говорит Он, что любовь наша, которая охватывает столь немногих, может их
удержать полностью, только если она забудет об обладании и вспомнит о
бесконечном просторе любви Божией. Аминь. |