Митрополит Антоний Сурожский

Притча О званных на пир

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Вдумаемся несколько минут в притчу, которую мы слышали сегодня. Некий человек пригласил самых своих, видимо, близких людей на пир, - то есть, разделить с ним его радость, вместе с ним побыть в радости его. И все эти приглашенные один за другим отказались. У каждого была своя причина: один купил клок земли, крепко осел на этой земле, овладел ей, стал хозяином, и не было у него уже времени и охоты разделить чужую радость, - у него была своя. Другой человек купил пять пар волов, ему надо было работать, у него была задача в жизни, ему некогда было погружаться в радость другого человека, быть бездельно в чужой радости, когда у него было свое земное дело, творчество. Третий женился, - он нашел свою радость и потому не до чужой радости ему было. Все отвернулись от своего друга потому, что нашли что-то, что их занимало больше дружбы, больше любви, больше верности.

Не такова ли наша судьба? Господь нас зовет разделить с Ним жизнь, Его жизнь, разделить с Ним вечную, небесную жизнь и, значит, и вечную радость. И мы говорим: Да, Господи, придем, но придем тогда, когда нечего нам будет делать на земле. А пока есть клок земли, к которому можно прилипнуть сердцем, пока есть дело, которым можно увлечься и опьянеть, пока есть своя радость, пусть маленькая, но своя - до Твоей, Господи, радости мне дела нет. Придет время, когда отойдут от нас эти радости, может быть, тогда вспомним о том, что Ты нас приглашал к Себе. Может быть, когда своего не будет, поживимся чужим, Твоим... Разве не так мы живем? Каждый к чему-то сердцем прилип, каждый чем-то увлекся до опьянения, каждый ищет своей радости, а жизнь течет.

Господь пришел на эту землю и открыл нам Свою радость. Он пришел на эту землю и всю ее так полюбил, что если мы с Ним были бы, она вся была бы наша, но не собственнически, не так, как хозяин переживает обладание землей, а как художник видит красоту и, свободный от обладания, ликует об этой красоте. Господь вошел в жизнь и творит дело, и зовет нас стать участниками этого дела, дела преображения жизни, преображения мира, превращения земли в Царство Небесное. Но это требует большого сердца и широко раскрытой души, это требует того, чтобы не только свое, но и чужое дело считать своим. Так должна открыться наша душа, чтобы дело Божие стало нашим делом, и чтобы мы могли забыть свои поделки для большого дела Божия.

У каждого из нас сердце раскрывается любовью к кому-нибудь, а Господь нам говорит: твое сердце слишком узко, открой его шире, полюби любимых и нелюбимых, полюби своих - но и чужих, полюби жертвенной любовью, способной себя забыть... Но этого-то ни мы, ни люди, описанные в притче, не умеем сделать: именно себя забыть мы не умеем, и мы ждем, чтобы нас забыла земная радость, чтобы нам вспомнить о радости небесной. И проходит жизнь, и проходим мы мимо жизни, потому что мы могли бы и теперь этой жизнью жить. Господь вам говорит: Ищите прежде всего Царство Небесное, - но Он не прибавляет: а другое все будет у вас отнято, - наоборот, Он говорит: все остальное приложится к тому...

Неужели мы не можем понять, что Господь пришел на землю, чтобы дать нам жизнь, и жизнь с избытком, чтобы вся жизнь стала нам родная, а не какой-то малый клочок ее, чтобы все дело, все творчество, весь путь земли стал бы нашим, - а не только малое, малое, что мы можем сделать за короткое время земной жизни. И о том говорит Он, что любовь наша, которая охватывает столь немногих, может их удержать полностью, только если она забудет об обладании и вспомнит о бесконечном просторе любви Божией. Аминь.



Электронная библиотека "Митрополит Сурожский Антоний"
Telegram-канал "Антоний Сурожский. Проповеди"
Книги Митрополита Антония Сурожского на OZON
 

/ Рейтинг@Mail.ru