Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В сегодняшнем чтении апостол Павел нам говорит, что крестом Христовым
мир распят для него и он, Павел, распят для мира. Что это значит? Павел
не был распят физически, не был распят и мир; но в древнем понимании
этот образ гораздо яснее. При распятии обе руки жертвы насильственно,
безжалостно разнимались врозь и пригвождались ко кресту, так что
никогда, никогда они не могли больше встретиться — вот о чем говорит
Павел. Крестом Христовым мир был отторгнут от него и стал ему полностью
чуждым, мир, которого он не может больше достичь, которого он не хочет
больше достичь, мир, который не только отнят у него, но который и он
отвергает, отталкивает от себя. И тем самым Павел стал чуждым миру,
потому что мир не может больше принять его на условиях Христовых, на тех
новых условиях, на которых он, Павел, живет.
Мы должны задуматься о себе самих, когда мы слышим такие слова и видим
такие образы. Павел был врагом Христа, он отправился из Иерусалима в
Дамаск для того, чтобы истребить Его учеников как обманщиков и
хулителей; и на пути он встретил Христа лицом к лицу. И в это мгновение
Христос стал его Господом, стал его Богом, и ничего не осталось, кроме
Христа, что было бы для Павла сколько-то значительно. Его сердце было
достаточно широким, достаточно великим, чтобы, услышав призыв Христа,
отозваться на него всем существом, всей жизнью, что бы с ним ни
произошло.
Этот рассказ о распятии —
рассказ, который мы слышали так часто,
большинство из нас — с детства; или
он дошел до нас, когда мы были молоды. Было мгновение, когда наше
детское воображение отозвалось глубоким чувством; а потом мы стали, как
бывает со всеми нами, невосприимчивыми, нечуткими к этой эмоции; она
стала фактом нашей веры и перестала быть событием нашей жизни... И в
другом отрывке апостол Павел сказал, что для него Христос —
всё в жизни. Потому что если Христос
действительно то, чем Он был — что
можно поставить рядом, что может сравниться с этим? Задумайтесь на
мгновение, что случилось бы, если бы кто-нибудь, кого вы любите или кем
восхищаетесь, оказался жертвой насилия, убийственной жестокости других
людей, потому что он стоял, стоит за что-то, что для него важнее, чем
сама жизнь: за твою собственную жизнь, чтобы спасти тебя, лично. Могли
бы вы вернуться к тому, что повлекло его смерть? Могли бы вы —
мы —
дальше играть жизнью? Могли бы мы жить безрассудно? Могли бы мы избрать
зло, как бы мы ни пытались прикрасить его так или этак? Могли бы мы
творить что-либо, зная, что потому что мы сделали этот выбор —
может быть, пустячный, но убийственный —
любимый человек или просто вообще человек, которым мы восхищались и
любили, должен умереть из-за этого? Пьяный водитель автомобиля —
один из примеров, но есть столько путей,
которыми мы бываем разрушительны один для другого...
И есть героические пути, которыми люди
отдают жизнь за других, потому что другой, другая были безрассудны,
безответственны, — даже не так уж грешны, как им казалось, а просто
безрассудны! — но эта безрассудность
означала для другого смерть.
Каково же наше стояние? Может ли
кто-либо из нас повторить слова,
сказанные Павлом здесь, в его послании, или в другом отрывке, когда он
говорит, что для него жизнь — Христос? Христос есть жизнь, и Павел желал
бы умереть вместе с Ним, потому что жизнь на земле —
разделение от Христа, а его единственное
стремление — быть воссоединенным со Христом.
Задумаемся над этим. Эти слова Священного
Писания не являются нам осуждением, обвинением, но они нам призыв. Павел
говорит: я знаю, что значит найти вечную жизнь; я знаю, что значит найти
Христа, найти всё, что в жизни имеет ценность, в противоположность всем
тем вещам, которым мы служим рабски... Найди их, сказал бы он нам;
вернись обратно в свою душу, в свое прошлое, к первому мгновению, когда
Христос вошел в твою жизнь, в твое сердце, к мгновению дива, чуда,
мгновению радости, мгновению освобождения, а затем помни это и живи
этим, отложив всё темное, всё мертвящее, безжизненное, уродливое. Выбери
свет, выбери жизнь, выбери радость —
всё это содержится в имени Божием и в любви Божией во Христе. Аминь! |