Митрополит Антоний Сурожский
О злых виноградарях
(Мф 21:33–42)
Во имя Отца
и
Сына и Святого Духа.
В течение всего Великого Поста и всех недель, которые
следуют за Пасхой и за Пятидесятницей, мы читаем Евангелие о том, как
Господь проявил Свою милость, Свою любовь и Свою спасающую силу в
человеческом роде. Читаем о древнем и читаем о евангельском. И вот
сегодня, как бы прерывая этот ряд торжественных, радостных чтений,
встает перед нами очень страшное евангельское чтение: рассказ о
виноградарях, которые оказались предателями. Зта притча ведь отображает
всю историю человеческого рода; но в контексте всего, что было раньше
прочитано, еще она говорит нам о той страшной, в самом сильном смысле
этого слова, страшной неблагодарности, которую не только человечество,
но все мы проявляем по отношению в Богу. Перед лицом всей Его любви,
перед лицом всех Его чудес, всего того, что Он совершил, мы остаемся
бесчувственны и себялюбивы, думаем о себе, не думаем о ближнем, еще
меньше думаем о Боге: неблагодарность, себялюбие, сосредоточенность на
себе, на том, что каждому из нас хочется и любо, и кажется нужным.
Сегодняшнее евангельское чтение нам говорит, что
создал Господь целый мир —
прекрасный, дивный, оградил его Своей крепостью и Своим провидением, все
приготовил в нем, чтобы он был местом Царства Божия, т.е. Царства
взаимной любви, Царства радости. И мы знаем, что мы, люди, сделали из
этого мира: место, где страшно жить, где льется кровь, где совершаются
бесчеловечные, жестокие поступки — и
не только в широком, мировом масштабе, но в масштабе семьи, в масштабе
прихода, в масштабе самых близких друзей.
И Господь из поколения в поколение посылал Своих
вестников: патриархов, пророков, ангелов, посылал апостолов, и
проповедников, Предтечу и, наконец, Сам пришел напомнить нам, что мир
был создан для любви; и также как в притче, виноградари взяли, вывели из
виноградника, и убили сына.
Так и человечество отнеслось к воплощенному Сыну
Божию. И когда и говорю «человечество», я говорю не о других, а о нас
самих, потому что нам вручена жизнь, чтобы из нее сделать торжество
любви, братства, гармонии, веры и радости, и мы это не делаем, потому
что думаем только о себе самих. В ответ на всё, что сделал для нас Бог :
сотворил нас, открыл Себя нам, излил на нас
всю Свою любовь, отдал нам Своего Сына на жизнь и на смерть, мы не
отзываемся почти ничем иным, кроме как мгновенным «Спасибо!», и таким же
мгновенным забвением .
Вот о чем нам говорит сегодняшнее Евангелие:
оглянитесь на всё, что вы слышали в течение всего Поста, что вы видели в
ночь Воскресения Христова, что было сказало вам во все последующие
недели всеми святыми, святыми земли Русской, святыми земли сей,
Евангелием о любви и о человечестве! Взгляните на все это и поставьте
перед собой вопрос: не виноградарь ли я, не один ли я из тех, кто каждый
раз, как Христос вступает в жизнь, каждый раз Его отстраняет: отойди,
уйди с моего пути, выйди из моей жизни —
я хочу быть Богом, хозяином, я хочу править
всем.
Так говорит каждый из нас: не так дерзко, не так
богохульно, но поступками, но словом гнилым. Нам надо опомниться. Я
много раз говорил, что мы спасены, потому что мы Богом любимы —
но не только любовью Божией, а нашим
ответом на эту любовь! Если мы хотим только пожать плоды Креста,
распятия, страстных дней и ничего Богу не отдать, и ничего не отдать
ближнему, за которого Бог умер, кроме мгновенного воспоминания, то мы
чужды тому, что Господь для нас совершил.
Станем же перед лицом сегодняшнего Евангелия,
предупреждения, напоминания, и поставим себе вопрос: где моя
благодарность? Воплощаю ли я ее не только в словах, которые так редки,
но в поступках?.. Произнесем над собой суд и начнем новую жизнь. А
благодарность Богу заключается в том, чтобы быть Ему радостью, и
ближнему нашему укреплением, спасением и радостью. Начнем сегодня
приносить плоды того, что мы сегодня от Бога, Христом, услышали .
Аминь
|
|