Митрополит Антоний Сурожский
НЕДЕЛЯ О СТРАШНОМ СУДЕ
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня Воскресенье о Страшном суде. Придет день, когда мы все встанем
перед Богом, каждый из нас со своей жатвой, и, как говорит Книга
Откровения, каждое царство и каждый народ с жатвой своей славы и своего
позора.
В этот день время веры пройдет; потому что вера -
это уверенность в вещах невидимых, а в тот
день, в ослепительном сиянии славы Божией, мы уже будем видеть; мы будем
видеть Бога, как Он видит нас, мы узнаем Его, как Он знает нас.
И время надежды пройдет, потому что надежда -
это ожидание, а в тот день всё уже
исполнится; это будет восьмой день, последний день становления; это
будет первый день вечности.
И на этом пороге мы будем стоять; с чем мы предстанем? Каков будет плод
всей жизни, каждого из нас в отдельности, всех нас в нашей целокупности?
Не как толпы разобщенных личностей, но как живого тела людей, которые
все были крещены во Христа, в единство, все призваны, силой Святого
Духа, в Единородном Сыне Божием быть единородным сыном Божиим. С чем мы
предстанем тогда? Когда вера и надежда пройдут, единственное, что
останется, будет любовь.
И сегодняшняя притча говорит об этом; не столько об ужасе, о страхе,
который, может, и охватит нас, сковав наши сердца, или наоборот,
охватит, как огонь, в котором мы сгорим мгновенно. Притча говорит о том
предстоянии, когда мы увидим, что весь смысл жизни была любовь, и
спросим себя: есть ли во мне хоть капля любви? Принес ли я плод любви?
Притча не обещает, что мы будем оправданы, потому что говорили себе и
другим, что верим в Бога, потому что называли себя учениками Христа. Он
Сам сказал: в тот день тех из нас, которые не жили евангельски, не были
Его учениками во всей правде, Он за Своих не признает. Но мы, может
быть, скажем: не молились ли мы в Твоих храмах? Не творили ли мы даже
чудес Твоим именем? - и Он ответит:
Отойдите,
делатели неправды…
Но на что мы можем тогда надеяться? Притча говорит об этом так ясно, и
это можно выразить одним словом: если вы были человечны ,
тогда вы принадлежите Царству. Если не были
человечны, то не принадлежите... Христос не ставит вопросов о вере; Он
ставит вопрос о том, было ли в наших сердцах сострадание, умели ли мы
видеть страдание вокруг нас и отозваться -
или же нет. И если мы отозвались, то мы Ему
родные.
Но в этой притче есть еще что-то даже более дивное; она обращена не
только к христианам, к ученикам и верующим. Когда Христос скажет тем,
кто был полон сострадания, полон любви: вы сделали всё, что нужно: вы
накормили голодного, вы приютили бездомного, вы посетили больного, вы не
постыдились признать за брата того, кто был в тюрьме -
все эти люди ответят: Но когда мы видели
Тебя?.. И Христос скажет: что вы сделали одному из Моих братьев, вы Мне
сделали...
Не дивно ли подумать, что любовь -
как мост, перекинутый над любой бездной, что любовь выдерживает и
торжествует над любым испытанием; что быть человечным даже не значит
видеть в брате образ Божий, видеть в брате кого-то, кого любит Бог, за
кого Он положил Свою жизнь. Достаточно увидеть в нашем ближнем его нужду
в сострадании; увидеть человека, ничего больше -
и тогда окажется, что мы поступили
правильно.
Хочу сегодня сказать еще об одном. Сегодня день, когда мы вспоминаем
Страшный суд, но это также начало поста; с сегодняшнего дня православные
воздерживаются от мяса. Есть ли в этом какой-то смысл, кроме подвига и
дисциплины? Да, думаю, что есть. В 9-й
главе книги Бытия есть страшный отрывок.
После потопа, когда человечество стало еще более слабым, чем прежде, еще
менее укорененным в Боге, более трагично одиноким, более трагично
зависимым от твари, потеряв общение с нетварным, Бог говорит Ною: теперь
всё движущееся на земле, все твари будут вашей пищей; они будут вам в
пищу, а вы будете им в страх... Это то взаимоотношение, которое
человеческий грех, потеря Бога, установит между нами и всем тварным
миром, но особенно мучительно и чудовищно -
с животным миром. И воздержанием от мяса во
время поста мы свидетельствуем, что мы это понимаем и -
о, в какой малой мере! -
стремимся искупить. Мы -
страх тварного мира; мы разрушаем его, мы
портим и загрязняем его, а призваны мы были изначала вести его в
вечность, в славу Божию, в совершенную красоту, которую Бог задумал для
всей твари. Мы были призваны сделать из этого нашего мира собственный
мир Божий, Божие Царство -
не в том смысле, что Он властвует над нами,
а в том, что это Его семья: место, где Он живет среди Своей твари и где
творения Божии могут ликовать о Нем и друг о друге.
Поэтому будем помнить, что в ту меру, в какую мы будем верными призыву
Церкви - это не только акт, которым
мы стараемся освободиться от подвластности материальному миру, но и
признание нашего греха против мира; и хоть в этой малой мере -
усилие исцелить наносимую нами порчу,
свидетельство, что мы понимаем, что мы сокрушаемся сердцем, и что даже
если мы не можем жить иначе, мы болеем душой, стыдимся и поворачиваемся
к Богу и к миру, к которому мы относимся так беспощадно, с сокрушенным и
кающимся сердцем. Аминь! |
|