Митрополит Антоний Сурожский
О Рождественском посте
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В эти дни поста, которые приведут нас к торжеству Воплощения Господня,
Церковь, словами Самого Христа, сурово и ясно нас предостерегает. В
сегодняшней притче о безумном богаче Христос говорит о переполненных
амбарах материальных благ; но мы все богаты очень по-разному, и не
обязательно в первую очередь материально. Как мы твердо полагаемся на
взаимоотношения наши с Богом, какую надежную опору находим в
евангельских словах, словах Самого Христа, учении апостолов, нашей
Православной вере! И чем дольше мы живом, тем больше накапливаем мыслей,
знания, и сами сердца наши становятся богаче и богаче чувствами в ответ
на красоту Божиего слова. Но спасает нас не это; спасает нас сила Божия,
благодать Божия, которая постепенно учит нас и может очистить и
преобразить нас. Но хотя Бог подает нам Свою благодать неограниченно,
мы-то оказываемся способны принять дары Божии лишь в очень малой мере.
Мы почти неспособны распахнуть ей свое сердце; решимость изменяет нам; у
нас не хватает смелости идти тем же путем, который мы сами избрали,
потому что он так прекрасен и животворен.
Апостол Павел дает нам образ: мы подобны чахнущим веточкам, привитым,
рана к ране, на животворящее дерево, которое есть Христос. Да, мы
привиты, - но сколько
живоносных соков сможет проникнуть в сосуды
веточки? Сколько жизни будет
дано и принято? Это зависит от того, насколько раскрыты сосуды веточки и
сколько соков сможет течь в них свободно, -
это зависит от нас.
Сейчас наступает время поста и собранности, которое приведет нас и
поставит лицом к лицу перед Богом, пришедшим и плоти, чтобы спасти нас.
Но Его приход - также и суд, потому
что нельзя встретить Бога и не оказаться перед судом. И вот, найдется ли
в нас что-либо общее, роднящее нас с Сыном Божиим, Который по
жертвенной, распинающейся любви отдает Себя в наши руки? Или придется
нам встать перед Ним и сказать: я получил все Твои дары, но не принес
плода, - как человек из притчи,
который получил талант и схоронил, закопав в землю? Будем ли мы, как
приглашенные на брачный пир царского сына, которые отказались прийти:
один - потому что купил поле; он
хотел стать землевладельцем, но земля поработила его; или другой, у
которого было дело на земле, и ему некогда было отвлечься от своих
занятий ради Бога, ради того, чтобы побыть с Ним. Или как тот, который
нашел себе жену по сердцу, и в его сердце не осталось места, чтобы
разделить радость царственного жениха?
Притча эта будет читаться в конце рождественского поста, перед самым
приходом Спасителя, и как мы к ней подготовимся? Будем копить дальше и
дальше, не принося плода?
Пост не означает, что нужно еще настойчивее, чем обычно, попрошайничать
у Бога; пост не означает, что нужно приходить к Причастию чаще обычного.
Пост это время, когда мы должны встать перед лицом суда Божиего,
вслушаться в голос своей совести - и
воздержаться от Причастия,
если мы не можем приобщиться достойно. А приобщиться достойно означает,
что перед каждым Причащением мы должны примириться с теми, с кем мы в
раздоре; мы должны остановиться на помышлениях нашего ума и сердца,
обличающих нас в измене Богу и неверности людям -
и сделать что-то в этом направлении; мы
должны примириться с Богом Живым, чтобы не оказалось, что Он умирал за
нас напрасно. Поэтому задача наша сейчас состоит в том, чтобы глубоко
задуматься о себе самих, подвергнуть себя беспощадному, строгому суду и
подойти к Приобщению через исповедь, через покаяние, через тщательное
испытание собственной жизни, так, чтобы не оказаться осужденными,
приступив небрежно к Святой Трапезе.
А это предполагает несколько простых, но необходимых вещей: нельзя
приступать к Причастию, опоздав к началу
литургии; нельзя приступать к
Причастию, не приготовив себя, в течение всей предшествующей недели,
молитвой, испытанием совести, Правилом перед Причащением. Если Правило
слишком длинно, чтобы прочитать его в субботу вечером после всенощной,
молитвы его можно распределить на всю неделю, присоединяя их к правилу
вечерних и утренних молитв. Во всяком случае дисциплина, которая
требуется от нас всегда,
должна соблюдаться в эти дни еще
неукоснительнее. И Православная Церковь учит, что желающие приступить к
Причастию должны присутствовать на всенощной в субботу вечерам, так,
чтобы подготовиться к встрече с Господом в день Его Воскресения.
Это всё - не просто формальные
дисциплинарные "правила"; это призывы, которые ведут нас за руку в
глубины духовной жизни, к более достойной -
или, хотя бы, менее недостойной встрече
Господа.
Вступим поэтому сейчас в Рождественский пост и приготовим себя строгой
дисциплиной ума, внимательно испытывая движения сердца: как мы относимся
к другим, к себе и к Богу, как мы учимся у Церкви молитве, поклонению и
послушанию Божиим заповедям?
И отнесемся также более внимательно, чем мы это делаем обычно, к
соблюдению физических правил поста. Они рассчитаны на то, чтобы помочь
нам отряхнуть расслабленность и потворство своим слабостям, пробудить в
нас чуткость и бодрость, не дать нам закоснеть в нашей приземленности,
которая мешает нам воспарить к Богу.
Соблюдайте эти правила, готовьтесь внимательно через весь Рождественский
пост, ожидая пришествия Господня, но не пассивно, а в том состоянии
собранного бодрствования, с которым часовой на страже ожидает прибытия
своего Царя. Будем помнить, что находиться в присутствии Божием -
величайшая честь, самое святое, что с нами
может случиться; это не "право" наше, а величайшая честь, которую Бог
нам оказывает, и будем держать себя соответственно. Аминь!
|
|