Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодняшнее евангельское чтение нам повествует о двух чудесах Господних:
об исцелении женщины, которой никакие человеческие силы, никакое
человеческое знание, никакая добрая воля людей не могли помочь. И о том,
как в ответ на мольбу родителей, в ответ на их скорбь и тоску Спаситель
Христос вызвал обратно к жизни земной молодую девушку.
Много рассказов в Евангелии о чудесах Господних, и каждый из них,
являясь одновременно и исторической реальностью, говорит нам нечто и о
нас самих. Изо дня в день с каждым из нас происходит чудо Божие: силой
Божией мы остаемся живыми, силой Божией мы восстаем от болезни, силой
Божией от отчаяния мы возвращаемся к надежде, от греха возвращаемся к
чистой, просветленной жизни. Это такие же чудеса, как исцеление тела. И
мы привыкли к ним, и мы считаем это обычным, потому что так постоянно
нас взыскует Господь Своей милостью, Своей любовью и Своей творческой,
восстанавливающей силой. Но вот, случись с другим человеком нечто
подобное тому, что с нами бывает постоянно, покажись нам, что человек до
конца стал зол, потемнел беспросветно, умер душой, что нам никакими
силами - ни убеждением, ни пристращением, ни мольбой, ни любовью его не
вернуть к жизни - и уже подобно людям, которые окружали одр умершей
девочки двенадцати лет, мы говорим Господу: Ты ничего не можешь сделать,
зачем Ты пришел? Что Ты можешь сделать? этот человек уже умер, ему
возврата к жизни нет... Мы забываем про дочь Иаирову, мы забываем про
ребенка, которого в Наине воскресил Господь, забываем про Лазаря. Но
главное, забываем о том, как Господь нас от смерти восставляет к жизни
все время: от греха, от злобы, от отчаяния, от потемнения души, от того,
что ничего в нас, как будто, живого не осталось, ходим, будто труп... И
если всмотреться в этот рассказ, мы видим, как Христос идет в этот дом
горя, в этот дом, где есть подлинное, истинное горе матери, отца,
настоящих, подлинных друзей, и общее сострадание, сочувствие других; и
мы слышим, как Ему говорят: Зачем Ты пришел? Она умерла!.. И Христос
берет с Собой только трех учеников, которые по рассказам и житиям
представляют собой образ веры в лице Петра, любви - в лице Иоанна и
праведности - в лице Иакова. С Собой берет Он и мать и отца, которые
представляют собой чистое горе. И в этом контексте веры, надежды, и
чистоты, и подлинной мольбы о истинной, реальной нужде Христос
восстанавливает умершую к жизни.
Это могло бы случаться постоянно вокруг нас: я не говорю о телесном
воскрешении, но говорю о воскрешении душ человеческих. Но мы так часто
стоим между чудом и человеком, и говорим: «Стоит ли обратиться к Богу, -
что Он может сделать?» Несколько лет тому назад, когда я говорил о
возможности определенному человеку ожить, стать новым, творческим, мне
было отвечено: «Никакая сила из него человека не сделает!» И тогда я
обратился к говорящему и спросил: «А скажи - неужели ничего Господь в
твоей жизни не совершил? Неужели Он тебя не изменил до самых глубин,
когда ты к Нему обратился?» И когда этот человек мне ответил: «Да, с тех
пор, как я стал православным, все стало ново» - я сказал: «И ты после
этого смеешь говорить, что Господь бессилен другого восставить?»
Вдумаемся в эти случаи: и в евангельский рассказ, и в тот случай,
который я вам поведал; вдумаемся, потому что вокруг нас бесчисленное
множество людей, которым нужно ожить душой, нужно обновиться, стать
новыми людьми - но мы их ко Христу не приводим. Мы не говорим им, что
все возможно, мы не зажигаем в них такую надежду, такую веру, такое
вдохновение, которые могут сжечь все, так, чтобы осталось только
пламенение и свет.
Вдумаемся в это, и когда встретим человека, который нам кажется мертвым,
- приведем его к Тому, Который есть и Жизнь, и полнота жизни, и Любовь.
Аминь.