Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
О чем говорит сегодняшнее чтение апостольское, о чем говорит нам апостол
Павел? Он говорит нам, что исполняя дела Закона, предписанные в Ветхом
Завете, мы не можем достичь спасения, то есть того состояния, когда мы
делаемся родными Самому Богу, разделяем ум Божий, общаемся с Ним
любовью, входим в то состояние, при котором жизнь Божия бьет ключом в
нас самих, и из нашего сердца потоком бьет и орошает собою всё.
Закон Ветхого Завета апостол Павел называет воспитателем; а мы знаем,
кто такое воспитатель: это тот, который в течение всего нашего детства и
юности нас подготовляет к жизни, и его роль кончается в тот момент,
когда мы созрели, стали взрослыми и вступаем в жизнь в полном,
ответственном смысле этого слова. И вот жизнь не может до конца
определяться законностью. Делать то, что предписано - еще не значит
стать взрослым, зрелым человеком. И не напрасно Ветхий Завет нам говорит
о том, что всякий исполняющий заповеди древности может назвать себя
праведником, - он ничем не прегрешает против того, что ему приказано; но
жизнь через это он еще не может получить.
И Христос нам говорит о тех заповедях, которые Он Сам нам дал: Когда вы
все это исполните, признавайте, что вы все-таки неключимые (то есть
несовершенные) рабы, потому что не в заповедях дело, а в том, чтобы
через них приобщиться уму, и сердцу, и воле Божией.
И когда апостол Павел нам говорит, что мы должны жить верой в Господа
Иисуса Христа, Который упразднил Собой Закон ветхий, он подчеркивает,
что это не призыв к беззаконию, это не делает Христа учителем
беззакония, - это нас ставит на новую почву, так же как окончание нашего
воспитания нас вводит в новую жизнь.
И какова же эта новая жизнь? Апостол Павел опять-таки ясно об этом
говорит: новая жизнь заключается в том, чтобы жить всем тем, что
представляет собой Господь наш Иисус Христос, но не только исполнять то,
что Он нам предписал или посоветовал. Дело не в том, чтобы "делать", а в
том, чтобы стать; дело не в том, чтобы эти заповеди исполнить и быть в
состоянии сказать: Господи - чего Ты от меня еще хочешь? Разве я не
исполнил то, что Ты сказал?.. Дело в том, чтобы так сродниться со
Христом, чтобы те заповеди, которые Он нам дал, уже перестали быть
заповедями, как бы приказами извне, а стали бы нашей подлинной,
обожествленной природой, чтобы эти заповеди были для нас как бы образом,
картиной того, что представляет собой настоящий человек, когда он иначе
и поступить не может, когда он так сроднился со Христом, что всякая Его
заповедь, всякий совет, всякое указание, всякий пример и самая Его
Личность стали для нас тем, чем мы только и мечтаем быть, и чего мы
стараемся достичь трудом, подвигом. Потому что Царство Божие берется
силой: не насилием над другими, а насилием над собой, над своей падшей
природой, над своей косностью, над своей ленью, над своими страхами, над
своим без-божием.
И вот апостол Павел нам говорит о том, что он это познал и теперь для
него вся жизнь - Христос. Что же это опять-таки значит? Это значит, что
апостол так принял Христа, так Ему поверил до конца, так предал Ему свою
жизнь, что у него в жизни не осталось ничего, кроме того, что сродни
Спасителю Христу. Всё стало для него чуждым, что было причиной вхождения
Сына Божия в область смерти и что привело Его к распятию, всё это стало
для него чуждым, предметом ужаса и отвращения, и теперь он живёт новой
жизнью. Прошлая жизнь, заключавшаяся в том, что он исполнял те или
другие правила, прошла, теперь пришло для него время свободы, когда
Христос его освободил от подчинения Закону и открыл ему новый Закон -
закон вечной жизни, приобщения к Богу, общей с Ним жизни.
И это случилось не только с апостолом Павлом; это бывает. Это мы знаем
из нашего опыта: когда мы кого-нибудь глубоко полюбим, когда мы
кого-нибудь уважаем, мы стараемся стать достойными того, что является
его мыслями, его идеалом, его чувством, его отношением к жизни. Всё это
делается нашим, мы стремимся быть подобными ему. И в этом смысле мы
можем понять, что значит отношение апостола Павла ко Христу.
И мы знаем также, что, бывает, человек доходит до грани смерти -
болезнью или опасностью смертной, и вдруг что-то его спасает: он
исцеляется от болезни, он спасается от предельной опасности. И он вдруг
понимает, что в тот момент его прошлая жизнь пришла к концу, что если
только было бы всё "естественно", так, как положено по человечеству, он
должен был бы умереть. Если он жив - то только чудом; а раз чудом, то
его жизнь больше ему не принадлежит, она принадлежит тому, кто ему дал
новую жизнь, она теперь стала Божией.
Мы говорим постоянно в наших службах: «Сами себя, и друг друга, и всю
жизнь нашу Христу Богу предадим», - вот что это значит. Я когда-то знал
человека, который был присужден к жизни, к умиранию и к смерти в
концентрационном лагере; и ему выпало освобождение. И я помню, как он
мне говорил, что вся его прошлая жизнь вымерла в этом плену, в этом
рабстве, и что выпущенный на свободу, он как бы вновь родился и теперь
его жизнь не ему принадлежит, а Тому Живому Богу, Который ему дал
свободу.
Подумаем об этом: каково наше положение по отношению ко Христу? Не
относимся ли мы к Его заповедям так, будто это заповеди Ветхого Завета?
"Я исполнил то, что Он сказал, и теперь Он с меня как бы ничего больше
спрашивать не может"? Или мы исполняем из страха наказания, адских мук
или мелких наказаний, которые нам могут выпасть на долю в течение жизни?
или поступаем, как наемники, которые ожидают себе награду, плату за то,
как они живут? Мы должны научиться так жить, чтобы быть сыновьями. А это
значит - Божии сыновья, по образу Единородного Сына Божия.
И тогда действительно, путеводитель, воспитатель, которым для нас в
начале является Закон, те правила, которые нам даются, нас доведут до
грани, когда мы вступаем в область царственной свободы чад Божиих, о
которых говорит Священное Писание. И эта царственная свобода заключается
в том, чтобы так сродниться с Богом, так уподобиться Христу, чтобы, как
говорит святой Ириней Лионский, силой Святого Духа в Единородном Сыне
Божием, Который живет в нас, и в Котором мы живем, стать единородным
сыном Божиим, детьми Живого Бога. Аминь!