Митрополит Антоний Сурожский
Исцеление дочери хананеянки
Неделя 17-я по Пятидесятнице
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Хананеянка, которая приступила ко Христу, моля Его исцелить ее
беснующуюся дочь, – язычница: в то
время евреи, единственные, кто верил в Единого Бога, не общались с
язычниками, сторонились, чуждались их. И вот эта женщина подходит ко
Христу. Это уже говорит о том, что она в Нем увидела нечто, чего не
видела в других, что она почуяла
нечто в Нем, чутьем, сердцем уловила
что-то, что внушило ей доверие и сняло с нее страх, что она будет
прогнана.
И она обратилась к Нему со словами, которые мы находим также в Евангелии
от Марка на устах слепого Вартимея: Иисус, сын Давида!.. Это уже –
исповедь веры: конечно, не во Христа как
Сына Божия, но во Христа как рожденного от царственной ветви Давида, из
которой должен родиться Спаситель мира: Иисус, сын Давида, помилуй
мою дочь! Она беснуется.
А Христос идет Своим путем, молча, не отзываясь на ее крик. И ученики
обращаются к Нему: Отпусти ее, она
же за нами следует, как бы преследуя нас этим криком надежды и
отчаяния... „Отпусти ее” не значит „прогони”: это значит: Неужели Ты не
пожалеешь? Она же тоже человек – или
нет? Или нам чуждаться таковых? Разве человеческое горе в язычниках не
так же страшно мучительно, как и в нас? Отпусти ее с миром...
И Христос говорит: Я не послан ко всем, Я послан к погибшим овцам
израильского дома... Хананеянка же отвечает: Господи! Помоги... Она не
отвечает на Его замечание, что Он не к ней послан, она просто верит, что
Он ее пожалеет. Она не спорит; она не утверждает: как же так, я тоже
человек! – нет, она просто
верит... И Христос испытывает ее
веру еще раз. Он эту веру, конечно, знал, и хананеянка, верно, знала Его
прозрение; но ученикам, вероятно, надо было измерить глубину веры, на
которую способен язычник. Он ей говорит: нехорошо отнять хлеб от детей и
отдать псам... Эти слова кажутся такими жестокими, беспощадными. Мне
кажется, что их можно понять, если представить себе Спасителя,
опустившего Свой взор –
внимательный, вдумчивый, сострадательный взор –
к поднятым глазам этой женщины. Она слышала
эти слова – как она слышала и другие
жесткие слова, – но она слышала их,
и одновременно видела лик
Божественной Любви, обращенный к ней. И она отвечает как бы с улыбкой:
да нет, Господи! Ведь и собаки питаются от крупиц, которые падают со
стола их хозяев... Это можно сказать только из глубины веры и из
сознания, что жестокие слова не исходят из черствого сердца.
И Спаситель тут, как в других случаях, на веру отзывается любовью и
Своей властью целить, миловать и спасать: О женщина! Велика вера твоя!
Да будет тебе по желанию твоему… И исцелилась дочь ее в тот час. Здесь
мы видим еще и еще раз, что нет предела, нет границ Божию состраданию,
что Он не делит людей на верующих и неверующих, на своих и чужих: для
Него чужих нет – все
свои. Но вместе с этим Он и ожидает и требует от нас не легковерия, а
истинной веры, готовности довериться Богу, но и готовности пробиться
к Богу криком, мольбой, верой. И этому мы
должны научиться от хананеянки. Аминь.
|
|