Митрополит Антоний Сурожский
Притча о талантах
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодняшнее евангельское чтение является частью ряда
бесед Христовых о суде. Эти беседы начинаются еще в предыдущей, 24-й
главе Евангелия от Матфея. Ученики Спасителя, видя стройность и как
будто неразрушимую крепость города Иерусалима, расстилающегося под их
ногами, когда они находятся на горе Елеонской, спрашивают Его о судьбе
этого города. Христос предупреждает их о том, что от всей этой крепости
и силы не останется ничего, и что им надо быть бдительными, что им надо
быть готовыми. Дальше дает Он им три притчи.
Первая говорит о том, что может оказаться поздно, что
суд Божий может застигнуть нас врасплох, когда уже поздно что-нибудь
предпринимать. Это рассказ о десяти девах, из которых пять оказались
готовыми ко встрече Господа, а пять - безумных - оказались неготовыми. В
этом - первое нам предупреждение: суд грядет, суд будет, и каждое
мгновение человек должен быть готов, потому что суд нас застанет, когда
мы не ожидаем его. Придет он, как говорит Господь, как вор в ночи.
Вторая притча, которую мы сегодня читали
- притча о талантах...Самое в ней важное вот что: каждому человеку Господь дает
нечто,
что является его талантом, даром ему от
Бога. Эти дарования различны, но все они должны принести плод, и Господь
нас не судит по тому, сколько мы принесли плода, а по тому, как мы
отнеслись к данному нам таланту. «Против силы человека», т.е.
соответственно его силам, Христос дает и дарования. Одному хозяин вручил
десять серебряных монет, талантов, другому пять, а третьему - один. Но
из них только первые два принесли какой-то плод, третий никакого плода
не принес. Господь не делает никакого различия между первым и вторым,
хотя первый принес богатый плод, а второй - наполовину меньше; но
Господь осуждает третьего за его малодушие: он не посмел рискнуть всем,
чтобы Господу принести плод. Он зарыл свой талант, он уберег его, он
принес его обратно Господу, каким он был. Как будто Господу и жаловаться
не на что, и раб Ему так и говорит: «Ты Свое получил полностью». Но не
для того был дан талант Господом, чтобы он остался бесплодным, а для
того, чтобы человек, получив талант, стал другим человеком, новым
человеком. То, чего не хватило у этого недостойного раба, было мужество,
была смелость, была способность всем пожертвовать и всем рисковать,
чтобы не оказаться бесплодным. Вот за это малодушие и за эту слабость
души он и был осужден.
Третья притча читается перед самым Великим Постом.
Она говорит нам о том, что плод, который мы должны принести, это плод
истинной человечности. Вы помните притчу о козлищах и овцах. Бог не
судит людей за то, что они не богословствовали, за то, что они не были
велики, а за то, что они не были достойны своего человеческого звания,
за то, что были жестки сердцем, черствы и неотзывчивы. Вот притчи,
которые стоят перед нами теперь: предупреждение о том, что суд грядет,
предупреждение о том, что он придет внезапно, как вор в ночи, и что мы
можем оказаться неготовыми, предупреждение о том, что каждому из нас
дано достаточно, чтобы принести плод в радость Господу и в спасение
своей души, и этот плод бесконечно прост: будь человеком, и будешь ты
способен принять Господа.
Вдумайтесь в эти слова
- это путь простой, а вместе с
тем, в конце его стоит суд, от которого ничего нас спасти не может,
потому что тому, кто окажется недостойным своего звания человека, нет
пути в Царство, где мы призваны быть подобными Самому Богу. Аминь.
|
|