Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Все призваны Богом, Творцом нашим, к вечной жизни, к тому, чтобы войти в
это изумительное таинство любви, которое представляет собой Царство
Божие, когда мы все призваны быть Божиими детьми, быть Ему родными,
более того - видеть во Христе, Который стал человеком нас ради, брата по
человечеству и Бога по природе. И через это увидеть в Боге нашем Отца и
стать, по дивному слову апостола Петра, причастниками Божественной
природы. Но сегодняшняя притча нас предупреждает о том, что не все, кто
призван, войдут в эту славу. Разве мы не похожи на людей, описанных в
сегодняшнем Евангелии и в другом отрывке, который мы читаем тоже в один
из воскресных дней? Разве мы не говорим Богу: я купил кусочек земли,
участок, - я должен его освоить, он - мой... И через это теряем нашу
свободу идти к Богу, потому что мы врастаем в эту землю под предлогом,
что мы ею обладаем, тогда как она над нами получает власть... Разве мы
не говорим Богу постоянно: Господи! у меня есть дело, - я вспомню о Тебе
потом, помолюсь Тебе когда-то, когда-нибудь, позже, но сейчас я должен
сделать, я должен творить; разве я не призван себя выразить до конца,
стать творцом?.. И проходят годы, десятилетия - и никогда не приходит
момент, когда мы говорим: сделано наше дело на земле, я от него теперь
свободен, теперь я могу забыть все, все земное, и только быть лицом к
лицу с Богом, вместе с Которым, ради Которого, во имя Которого я всю
жизнь жил и творил... В другой притче некто из призванных говорит: я
поженился, - мне некогда прийти к Тебе; у меня своя, земная радость, мне
некогда разделить Твою, мне довольно моей; Твоя у меня что-то отнимет:
время, какой-то кусочек сердца, что-то из моего живого чувства придется
перенести на Тебя - а я хочу все сохранить для себя...
Разве мы не поступаем так постоянно, разве мы не страшно похожи на этих
призванных, которых любил царь, любил Господь - и любит! - которых зовет
к Себе, но которым на Него времени нет: земля, дела, собственное счастье
- этого достаточно, чтобы оторвать нас от вечности, от Живого Бога, от
самой Любви. И как же поступает Господь в этой притче? Он обращается к
Своим слугам и говорит: раз призванные не захотели прийти, то позовите
теперь тех, кому и в голову не пришло бы прийти, потому что кто
бы их пустил? Пойдите, соберите нищих, соберите хромых, слепых, разбитых
жизнью, оскверненных жизнью, таких, которые через жизнь пронесли только
изнурение души и тела, лохмотья жизни, - пусть придут!
И они приходят, они спешат, они отвечают на милость - изумлением, на
любовь - благодарностью, они спешат с чувством стыда: как же им
предстать перед царем? Как же им войти в это Царство Божие, в эти
светлые палаты Божий?.. Как же, на самом деле, в лохмотьях, которые
остались нам от славы нашего первородства, войти в Царство Божие?. В
дверях встречает всякого Божия любовь, всякий встречает Спасителя
Христа, Который на Кресте отдал Свою жизнь, чтобы иметь право каждому
сказать: „Войди!”, каждого очистить, каждого омыть, каждого одеть в
брачную одежду, вернуть ему славу первородства, изначальную славу,
красоту, сыновство.
И все входят, изумленные, трепетные, благодарные. Один только не в этом
духе пришел; он пришел, потому что слышал, что здесь кормят. Он -
голодный и сможет досыта поесть; он холодный - там будет тепло: он
бездомный - там будет кров. У него нет чувства благодарности или
изумления перед этим; он только радуется тому, что представился такой
дивный случай утешиться за всю горькую, бездольную жизнь. И он
прорывается, как бы неочищенный, непрощенный, неомытый, неосвященный, в
лохмотьях и грязи своей, к пище.
Нам это кажется таким непонятным, таким страшным: неужели он не мог
подумать о том, кто его приглашает, благоговейно, трепетно
очиститься, чтобы хоть напоследок можно было войти в это Царство?.. Но
разве не на него именно мы так постоянно похожи? Когда мы идем к Богу в
молитве, когда мы идем к Богу в причащении Святых Таин - о ком и о чем
мы думаем? Разве почти каждая наша молитва не исчерпывается словами:
Господи, дай, дай, защити, избави, дай!.. Разве мы не употребляем
как бы Самого Бога просто как источник, из которого мы можем получить
все, что мы потом, как блудный сын, растратим - грехом,
недостойно: недостойно не только Бога и Его любви, но и самих себя?..
Дай, дай! - и ничего другого. А когда дал - как редко бывает даже, что
мы скажем: Благодарю Тебя, Господи!..
Как часто люди приходят ко мне, говоря: Я хочу причаститься, потому что
мне тяжело, потому что душа моя изныла, потому что жизнь во мне как-то
уже не жизнь, а полусмерть... Причащаемся мы тоже, чтобы от Бога взять
как бы последнее: Его жизнь, Его собственную жизнь, чтобы пожить
мгновение, и растратить эту жизнь. Святой Серафим Саровский говорил
одному посетителю: Да, Бог слышит тебя, да, Бог
исполняет твои молитвы: но разве ты не понимаешь, какой ценой? -
Всей жизнью, всей страстью, всей смертью, всем сошествием во ад Сына
Его Единородного...
Подумаем и мы: не похожи ли мы на первых званых, которые отказались
прийти, потому что довольно им земли, не нужен им Бог и
небо? Или на тех, которые Бога вспоминают только тогда, когда
обездоленность дошла до предела, и они вдруг вспомнят или обнаружат, что
можно от Бога получить то, что они уже имели и растратили, - хоть
мгновение этим пожить, поживиться и вновь растратить? Как будет страшно
- не потому, что Бог нас отвергнет, не потому, что Он нас осудит, -
когда мы станем (когда-нибудь: на земле ли, после смерти ли) перед Богом
и вдруг поймем, как мы были любимы и как мы были всю жизнь
безразличны, забывчивы, себялюбивы: как мы к Нему относились
бесчеловечно... Подумаем об этом: пусть проснется в нас все благородное
и светлое: изумление перед Его любовью, перед Его красотой и личностью,
благодарность перед Его милостью и лаской и заботой, тем уважением, с
которым Он к нам относится, и если мы можем еще - ответим Ему любовью.
Сейчас еще есть время: как бы не пришел момент, когда мы скажем: о,
ужас, - поздно!.. Аминь. |