Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В одном из Евангелий тому отрывку, который читался
сегодня о исцелении двух бесноватых в стране Гергесинской, предшествует короткий
рассказ о том, как Христос вместе с учениками пересекал Галилейское море. В пути
их застала буря. И в Евангелии говорится, что Христос спокойно спал, положив
голову на подушку. И апостолы вскричали - не с молитвой, а возмущенно: «Неужели
Тебе дела нет, что мы погибаем?» Христос встал, с печалью посмотрел на них и
сказал: «О, маловеры!» Потом обратился к буре и повелел ей стихнуть.
Не это ли так часто случается с нами? Мы чувствуем,
что мы в опасности, в нужде, мы обращаемся к Богу, требуем Его внимания, хотим,
чтобы все происходило по нашей воле - и ответа нет. Бог как будто спит, и нам
кажется, что Ему безразлично, что Он, подобно Христу в лодке, спокойно почивает,
пока мы, Его создания, взываем и стонем в беде.
Не следует ли нам чем-то научиться? Да, мы не на
море, мы не в лодке, вокруг нас нет физической бури. Но бури бушуют вокруг нас и
внутри нас, и мы обращаемся к Богу, потому что хотим, чтобы Он разрешил нашу
проблему., А Христос уже давно сказал, что если бы у нас была вера хоть с
горчичное зерно, мы могли бы горы передвигать. Значит ли это, что у нас нет веры
даже с горчичное зерно? Нет веры и, следовательно, нет ни мужества, ни
понимания: нет мужества чтобы противостоять буре, нет понимания, чтобы увидеть в
буре пути Божии? Ведь Господь сказал Исаии: Мои пути - не ваши пути, и Мои мысли
- не ваши мысли. Мои пути выше ваших путей, и Мои мысли выше ваших мыслей…
Неужели мы ничему не научились из Евангелия, из нашей жизни в том удивительном
обществе, которое мы называем Церковью, где Бог и человек пребывают вместе?
Неужели мы не понимаем, что в силе Божией, нас укрепляющей, мы можем
противостать буре, для этого не требуется чуда, требуется только иметь веру? Это
первое.
А в сегодняшнем Евангелии мы видим еще другой
образ. Христос пришел в землю этих бесноватых. Здесь Он не остался
бездеятельным, пассивным, Он не уклонился: Он действует, Он исцеляет бесноватых.
И что же случается, как на это отзываются жители? Они в ужасе, потому что
увидели такое проявление силы Божией, которое повергает их в страх, а не в
благоговение. И они просят Христа удалиться: Оставь нас, уйди!.. То, что Христос
совершил Свое дело, исцелил, спас этих людей, не важно, для них важно, какой
ценой это произошло: они лишились своих свиней…
Опять-таки, не это ли бывает и с нами? Мы просим
Бога войти в нашу жизнь, и внезапно мы обнаруживаем, что Бог входит не так, как
нам хотелось бы! Он не входит в нашу жизнь для того просто, чтобы навести в ней
порядок так, как нам того хочется. Он обращает мертвую упорядоченность нашей
жизни в хаос, но такой хаос, который несет в себе многие возможности - но мы
этого не хотим! Мы держимся за то, что у нас было: спокойная жизнь без проблем,
без великий событий, главное, без всяких трагических событий!
Неделю назад мы читали рассказ о сотнике, которому
Христос сказал: «Я приду и исцелю твоего слугу». И тот ответил: Нет, Господи,
нет нужды Тебе приходить, я верю, что Тебе достаточно сказать слово - и все
будет в порядке… Не требуется, чтобы Христос Сам пришел; а в нашей жизни - как
часто Он произносил Свое слово: все Евангелие - слово Христово, обращенное к
нам, все Евангелие состоит из слов, которые несут жизнь вечную. Вы, наверное,
помните тот случай, когда слова Христа показались неудобопонятными тем, кто Его
окружал, и многие отошли от Него. Христос обратился к двенадцати ближайшим
ученикам и спросил: «Не хотите ли и вы уйти?» - и Петр ответил: «Куда нам идти?
У Тебя глаголы вечной жизни!» Христос никогда не говорил о вечной жизни, не
описывал ее; Его слова вечной жизни выражались в том, что пробуждали вечную
жизнь в тех, кто слушал, кто слышал, у кого были уши чтобы слышать. «Скажи
слово, и исцелеет слуга мой!» Христос говорит, - почему же мы, Его слуги, не
исцеляемся? Потому что мы не хотим слушать.
В другой случае, раньше, Петр сказал Христу: «Выйди
от меня, я человек грешник». Он сказал это, когда увидел чудесный улов рыб на
море Галилейском. Я недостоин. Я грешник… Произносили ли мы когда-либо такие
слова? Чувствовали ли мы, что недостойны Христова посещения, что не может Он
прийти под наш кров, стать нам близким, быть с нами, делать для нас все, в чем
мы нуждаемся? Да, быть для нас, словно слуга, исполняющий то, в чем мы
нуждаемся…
Так ли мы отзываемся на Евангелие? Подумаем о
Петре, о его благоговейном страхе, потому что он увидел дела Божии; подумаем и о
тех людях, которые тоже увидели дела Божии. Они тоже сказали: «Уйди, Господи!» -
но настолько по-иному. Кто мы: Петр или жители-гергесинцы?
И еще: мы страдаем, мы в нужде,
- хватает ли у нас
веры сказать: «В силе Христовой, меня укрепляющей, я могу встретить мое
страдание, мою нужду»; или мы оборачиваемся к Богу и говорим: «Спаси меня - Ты
Сам! Я не готов терпеть это испытание!»
Задумаемся об этом. Каждое слово Божие
- спасение
для нас, если мы слушаем его, если отзываемся на него. Будем слушать - глубже,
чем я говорил сегодня, будем перечитывать эти места, вдумываться в них, находя в
них то, чего я не разглядел. И будем все, в меру своего понимания и за пределом
собственных сил, в духе и силе Христовых, жить согласно Его слову. Аминь