Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Не раз меня спрашивали: почему мы читаем из года в год те же самые отрывки
Священного Писания? Почему не ввести какую-то новизну в евангельские чтения?
Почему из года в год я повторяю те же самые мысли, стараясь довести до своего и
до вашего сознавая евангельскую проповедь? И мне вспоминается, как один
проповедник однажды четыре воскресенья сряду произнес ту же самую проповедь; и
когда один из его прихожан обратился к нему с вопросом: почему? Неужели вы не
замечаете, что только повторяетесь? - тот ему
ответил: а вы - как отозвались на эту
проповедь? Что вы сделали в ответ на то, что слышали?..
Мы сегодня слышали еще раз, и услышим в течение нашей жизни, надеюсь, много
раз, рассказ об исцелении расслабленного. И несколько раз я говорил: каждый
должен перед собой поставить вопрос, который Спаситель поставил расслабленному:
ты болен, ты расслаблен и душой, и телом - а хочешь
ли ты стать цельным, исцелиться?.. И каждый из нас сразу же, вероятно, ответил
бы: конечно, хочу! Но вопрос Христов требует, чтобы мы задумались над тем, что
значит получить от Бога исцеление. Что значит:
из разбитого стать цельным, из расслабленного стать
вновь крепким и способным на жизнь - и
духовную, и душевную, и телесную?
И ответ мы, может быть, находим почти в последних словах сегодняшнего чтения:
ты стал цел; смотри - не согрешай, как бы что
худшее тебе не случилось... Если мы хотим исцеления, то должны понять, что оно
за собой влечет и ответственность за вновь обретенную цельность. Нам не дается
цельность, чтобы мы вновь эту цельность разбили, раскрошили, и остались только
обломки того, что Господь сделал новым, вернул в той новизне, которая нам была
дана изначала.
Исцелиться силой Божией - телом ли, душой ли,
духом ли, значит на себя взять ответственность жить как человек, который уже
больше не раздроблен, не разделен в себе, в котором нет этой постоянной войны
между желанием добра и желанием зла. Ответственность быть человеком, в ком есть
семя зла, есть семя добра, но который неразделенно,
всей душой, всем умом, всем сердцем, всей крепостью
и всей немощью своей, в которой сказывается сила Божия, выбрал добро и готов
ради этого добра пожертвовать всем, кроме как этой вновь обретенной цельностью.
А цельность - это значит новое отношение с
Богом, новые отношения с собой, новые отношения с окружающими людьми и с
окружающим миром. По отношению к Богу это значит конец разделенности; по
отношению к себе это значит то дерзание, которое нам позволяет жить не
поверхностно, не слегка, а жить вдумчиво, глубоко, жить всей, порой страшной и
всегда опасной, глубиной своей жизни и своей души. По отношению к людям -
это значит жить глубинно, это значит встречать
людей не только поверхностно, и не только сводить все отношения к самому себе, а
жить так, чтобы прозревать их глубины, говорить этим глубинам слово жизни,
охранять эти глубины от соблазна, от зла, от разрушения.
Вот как нам предлежит жить, если мы хотим ответить Христу: да, Господи! Я
хочу быть цельным! Но раньше, чем мы ответим дерзновенно, раньше, чем мы скажем
эти слова, которые столько от нас потребуют -
вдумаемся: готовы ли мы на подвиг? Готовы ли мы пронести цельность через жизнь,
ради Бога, ради себя, и ради ближнего нашего? И только тогда ответим: да,
Господи! А иначе - иначе задумаемся над
собой, и поймем, что правду говорит апостол, что люди выбрали тьму, потому что
дела их были темны…
Неужели мы выберем полумрак, полутьму, разбитость, которая нам дает какое-то
греховное, злое право жить недостойно и себя, и ближнего, и Бога? Нет! На это мы
не можем идти, мы не смеем на это идти! Мы должны произнести над собой суд,
встать, и стать верными себе, ближнему и Богу. Аминь!
|