Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Словами праведного Симеона: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по
глаголу Твоему с миром, яко видели очи мои спасение Твое, еже еси
уготовал пред лицoм всех людей, свет во откровение языков и славу людей Твоих,
Израиля, - заканчивается долгий период, тысячелетия боголишенности людей.
Тысячелетиями, с тех пор как древний Адам заплакал первой своей слезой, с тех
пор, как он издал первый стон на земле, где больше не было Бога среди Его
тварей, вся земля, все человечество тосковало о дне, когда оно встретится вновь
лицом к лицу со своим Богом. И вот этот день пришел; Бог стал человеком в
вифлеемских яслях. Вечный вошел во время, Неограниченный и Бесконечный вошел в
ограниченность нашей тварности, Тот, Который является самой святыней, вошел в
мир греха и, в день Своего крещения погрузившись в страшные иорданские воды, где
люди омыли себя от грехов, погрузившись в них как бы в мертвые воды древних
сказок и сказаний, Он вышел, нося на Себе мертвость, смертность тех людей,
которых Он пришел спасать.
Сегодня мы вспоминаем Сретение Господне, эту встречу между Ним и первым, кроме
Божией Матери, человеком, который Духом Святым узрел в Нем пришедшего Бога.
Кончается трагедия богооставленности Ветхого Завета и языческого мира. Среди
Своих людей - Господь, вся полнота Божества обитает на нашей земле. Но
начинается новая трагедия: начинается крестный путь Бога, ставшего человеком. Он
родился в область смерти и на смерть, Он родился умирать ради нас. Если вы
прислушивались к чтениям Ветхого Завета, которые знаменуют сегодняшний праздник,
вы, может быть, заметили, почему он был учрежден. В 13-й главе книги Исхода мы
читаем, как Господь сказал Моисею, что всякий перворожденный мужеского пола
должен быть посвящен Ему, принесен в жертву жизни и смерти в воспоминание о том,
как Израиль был спасен от египетского плена смертью всех первенцев египетских.
Это приношение перворожденного младенца в храм не значило просто его посвящение
Богу. Эти младенцы потом возвращались к обычной человеческой жизни, но
приношение их значило, что они отдаются на волю Божию, и Бог над ними имеет
право жизни и смерти; это запечатлевалось тем, что в выкуп за младенца
приносился в жертву ягненок или птенцы горличные.
Это была действительно кровавая жертва, которая отклонялась столетие за
столетием до того дня, когда в храм был принесен Единородный Сын Божий, ставший
Сыном Девы, Сыном человеческим. И единственный раз в человеческой истории эта
жертва крови была Богом принята; единственный раз, несмотря на то, что была
принесена жертва как бы заменяющая младенца, Самый Младенец был принят Богом и
Отцом на смерть. Эта жертва ждала своего времени: с лишним тридцать лет прошло
между приношением Младенца и смертью созревшего Иисуса. Но эта жертва была
принята, и Младенец, принесенный Девой Марией, умер в Свое время на голгофском
кресте.
И в этот же день, провозглашая освобождение всего мира от страшной
боголишенности тысячелетий, тот же Симеон дает Божией Матери страшную весть, что
и Ей меч пройдет в сердце, что это приношение, которое пока отклоняется,
когда-то скажется Божественной волей, и что сейчас - только начало крестного,
трагического пути и Христа, и Богородицы Марии.
И Христос этим путем прошел: путем оставленности людьми и Богооставленности,
путем Гефсиманского сада и Голгофской смерти. Смертью Он победил смерть, восстал
живым от гроба, вознесся во славе, дал нам Духа Своего Святого. И однако и в
Новом Завете не снимается крестное знамя и не приходит к концу трагедия мира.
Воскресший Христос на руках, на ногах, на боку носит следы гвоздей и копья, на
челе - следы венца, которым Его увенчали в насмешку, тернового венца вместо
царского.
Но и мы - участники крестного пути. Каждый из нас в свое время, после своего
крещения был принесен в храм для воцерковления; тогда читались молитвы над нашей
матерью и над нами, тогда призывалась на нас милость и помощь Господа, Хранителя
младенцев, Который носился на руках праведного Симеона. Мы были вносимы в храм
по образу Христа. До этого над нами было совершено крещение, а крещение, по
слову апостола Павла, по вере Церкви - это такое погружение в смерть Христову,
что Его смерть делается нашей смертью, как и Воскресение Его делается нашим
воскресением. И мы, умершие смертью Христа и воскресшие Его Воскресением,
приносимся в храм, как Он, вечный - и однако подверженный трагедии времени,
Живой - и однако призванный умереть… Мы приносимся, по слову апостола Павла, как
живые, воскресшие из мертвых, но живые, как Христос был жив. Он был жив Своим
вечным Божеством и Своей неумирающей человеческой плотью, и однако, эта
плоть умерла приобщением нашей греховной телесности.
И также и мы, воскресшие Воскресением Христа, посланы Им - Он Сам нам говорит:
Отец Его послал в область греха, в область страдания, в область смерти, чтобы и
мы на теле нашем, на душе нашей, на всем нашем существу несли крест падшего,
искупленного, и однако еще не спасшегося мира. Мы призваны в теле нашем
восполнить недостающее страстям Христовым, по слову Апостола. На теле нашем
лежат следы распятия; душа наша призвана разрываться голгофской скорбью о падшем
мире, не принимающем своего спасения. И потому что мы - Христово тело, потому
что мы с Ним - одно, трагедия, снятая приходом Христа с Ветхого Завета и
древнего человечества, ставшая теперь трагедией Божественной, трагедией Христа,
эта трагедия продолжается через века в нас. И, как сказал однажды патриарх
Алексий I, Церковь - это Тело Христово, распинаемое из столетия в столетие для
спасения мира, носящее крест, умирающее в агонии Гефсиманского сада и
Богооставленности, если нужно, и отверженности людьми всегда на земле.
Вот путь Церкви, вот наш путь, вот то, о чем говорит нам сегодня этот светлый и
такой грозный праздник Сретения Господня праведным Симеоном. Мы сейчас вступаем
в недели Великого поста, ведущие нас к Страстной неделе, Воскресению, мы уже
приобщены к смерти и воскресению. И однако, мы должны пройти вновь и вновь весь
этот путь жизни Церкви, жизни Христа, и осуществить его во всей нашей жизни, вне
храма, везде, всюду, где бы мы ни были: мы - тело Христово, распинаемое,
отданное Богом, больше того: наподобие Христа, отдающее себя для спасения мира.
Аминь.