Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Мы вступили сегодня во вторую подготовительную неделю к Великому посту. На
первой неделе образом слепого, нищего Вартимея, исцеленного Христом, нам
напоминалось о том, что все мы духовно слепы, что все мы ослеплены видимым и
неспособны видеть невидимое, которое является единственной всеконечной
реальностью жизни: Бога.
В сегодняшнем Евангелии говорится нам о Закхее-мытаре; о человеке, который сумел
победить самое, может быть, трудное и самое постоянное искушение нашей жизни, а
именно - тщеславие. И через это, повергши себя на суд Божий и презрев мнение и
суд человеческий, он стал способным быть чадом Царства Божия. Гордыня - это
утверждение, что мы самодостаточны, что нам не нужен ни Творец, ни Промыслитель,
ни Судья, ни Бог, ни человек. Это утверждение, что мы сами себе - закон, начало
и конец. Но в тщеславии, как говорит святой Иоанн Лествичник, мы делаемся
наглыми перед Богом и трусливыми перед людьми; потому что тщеславный человек,
это человек, который ищет одобрения от людей, который предает себя человеческому
суду, забывая о том, что над ним - суд Божий, суд вечной правды.
Тщеславный человек это человек, который боится того, что о нем подумают и скажут
люди; это человек, который готов купить их одобрение любой ценой: стать
недостойным себя самого, стать недостойным Бога, лишь бы его не отвергли, лишь
бы его не осудили, не осмеяли, лишь бы его похвалили. И похвалу эту тщеславный
человек ищет не в самом великом, что в нем самом есть, но в чем угодно, самом
низменном, самом ничтожном, чем он может купить человеческое одобрение или
отвести от себя человеческий суд. И что еще хуже, этот суд добрый, это
одобрение, эту поддержку он ищет от людей, которых он сам презирает в тайне
своей души, от людей, которые часто в его собственных глазах не имеют никакого
права произнести над ним или над кем бы то ни было, над чем бы то ни было суд,
потому что их мерки слишком низменны, слишком ничтожны. И через тщеславие
человек мельчает, унижается, делается недостойным собственного своего уважения;
и одновременно он отстраняет Божий суд: потому что Божий суд требует от него
величия, требует от него, чтобы он никогда себя не продавал человеческому суду.
Этот соблазн тщеславия для каждого из нас, в каждое мгновение, является
опасностью; он прилепляется к добру и ко злу. И через то, что хорошее в нас, и
через то, что презренно в нас, мы ищем человеческого одобрения, мы ищем купить
доброе отношение людей, и поэтому не только зло, но и добро отравляются этим
тщеславием.
В жизни св. Макария Великого рассказывается, как после его смерти один из его
учеников видел, как душа его возносилась на небо; и на пути его старались
остановить бесы, упрекая его в грехах, которые он совершил или не совершил; и он
проходил мимо них. И когда он дошел до самых райских дверей, бесы, желая уловить
его хоть в последнее мгновение его восхождения к Богу, воскликнули: Макарий! Ты
нас победил!.. И в своей духовной мудрости святой Макарий обернулся к ним и уже
в дверях райских сказал: Нет еще! - и вошел в Царство Божие. Только презрением к
тщеславию, только готовностью быть судимым Богом единым и никем другим, кроме
нашей совести, которая есть голос Божий в нас, можем мы вступить на путь
реальности, на путь жизни, оторваться от призраков и от лжи. И поэтому в начале
Великого Поста, напомнив нам о нашей слепоте духовной, Церковь в первую очередь
нам говорит о том, что только оторвавшись от тщеславия, стал Закхей способным
принять под кров свой, в дом, в душу, в жизнь Спасителя Господа Иисуса Христа;
стал способным покаяться - т.е. отвернуться от всего, что не есть Божия правда,
Божии пути - и поэтому о нем сказал Господь, что пришло спасение дому его.
Вдумаемся в наше собственное состояние, станем перед Божиим всемилостивым, но
вместе с тем неумолимым по своей правде и чистоте судом. И хотя бы приблизимся к
Царству Божию, в которое одним шагом вошел мытарь Закхей. Аминь.