Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Все призваны Богом, Творцом нашим, к вечной жизни, к тому, чтобы войти в это
изумительное таинство любви, которое представляет собой Царство Божие, когда мы
все призваны быть Божиими детьми, быть Ему родными, более того – видеть во
Христе, Который стал человеком нас ради, брата по человечеству и Бога по
природе. И через это увидеть в Боге нашем Отца и стать, по дивному слову
апостола Петра, причастниками Божественной природы. Но сегодняшняя притча нас
предупреждает о том, что не все, кто призван, войдут в эту славу. Разве мы не
похожи на людей, описанных в сегодняшнем Евангелии и в другом отрывке, который
мы читаем тоже в один из воскресных дней? Разве мы не говорим Богу: я купил
кусочек земли, участок, – я должен его освоить, он – мой... II через это теряем
нашу свободу идти к Богу, потому что мы врастаем в
эту землю под предлогом, что мы ею обладаем, тогда как она над нами получает
власть... Разве мы не говорим Богу постоянно: Господи! у меня есть дело, – я
вспомню о Тебе потом, помолюсь Тебе когда-то, когда-нибудь, позже, но сейчас я
должен сделать, я должен творить; разве я не призван себя выразить до конца,
стать творцом?.. И проходят годы, десятилетия – и никогда не приходит момент,
когда мы говорим: сделано наше дело на земле, я от него теперь свободен, теперь
я могу забыть все, все земное, и только быть лицом к лицу с Богом, вместе с
Которым, ради Которого, во имя Которого я всю жизнь жил и творил... В другой
притче некто из призванных говорит: я поженился, – мне некогда прийти к Тебе; у
меня своя, земная радость, мне некогда разделить Твою, мне довольно моей; Твоя у
меня что-то отнимет: время, какой-то кусочек сердца, что-то из моего живого
чувства придется перенести на Тебя – а я хочу все сохранить для себя...
Разве мы не поступаем так постоянно, разве мы не страшно похожи на этих
призванных, которых любил царь, любил Господь – и любит! – которых зовет к Себе,
но которым на Него времени нет: земля, дела, собственное счастье – этого
достаточно, чтобы оторвать нас от вечности, от
Живого Бога, от самой Любви. И как же поступает Господь в этой притче? Он
обращается к Своим слугам и говорит: раз призванные не захотели прийти, то
позовите теперь тех, кому и в голову не пришло бы прийти, потому что
кто бы их пустил? Пойдите, соберите нищих,
соберите хромых, слепых, разбитых жизнью, оскверненных жизнью, таких, которые
через жизнь пронесли только изнурение души и тела, лохмотья жизни, – пусть
придут!
И они приходят, они спешат, они отвечают на милость – изумлением, на любовь –
благодарностью, они спешат с чувством стыда: как же им предстать перед царем?
Как же им войти в это Царство Божие, в эти светлые палаты Божий?.. Как же, на
самом деле, в лохмотьях, которые остались нам от славы нашего первородства,
войти в Царство Божие?. В дверях встречает всякого Божия любовь, всякий
встречает Спасителя Христа, Который на Кресте отдал Свою жизнь, чтобы иметь
право каждому сказать: „Войди!”, каждого
очистить, каждого омыть, каждого одеть в брачную одежду, вернуть ему славу
первородства, изначальную славу, красоту, сыновство.
И все входят, изумленные, трепетные, благодарные. Один только не в этом духе
пришел; он пришел, потому что слышал, что здесь кормят.
Он – голодный и сможет досыта поесть; он холодный –
там будет тепло: он бездомный – там будет кров. У него нет чувства благодарности
или изумления перед этим; он только радуется тому, что представился такой дивный
случай утешиться за всю горькую, бездольную жизнь. И он прорывается, как бы
неочищенный, непрощенный, неомытый, неосвященный, в лохмотьях и грязи своей, к
пище.
Нам это кажется таким непонятным, таким страшным: неужели он не мог подумать
о том, кто его приглашает, благоговейно,
трепетно очиститься, чтобы хоть напоследок можно было войти в это Царство?.. Но
разве не на него именно мы так постоянно похожи? Когда мы идем к Богу в молитве,
когда мы идем к Богу в причащении Святых Таин – о ком и о чем мы думаем? Разве
почти каждая наша молитва не исчерпывается словами: Господи, дай,
дай, защити, избави, дай!.. Разве мы не употребляем
как бы Самого Бога просто как источник, из которого мы можем получить все, что
мы потом, как блудный сын, растратим –
грехом, недостойно: недостойно не только Бога и Его
любви, но и самих себя?.. Дай, дай! – и ничего другого. А когда дал – как редко
бывает даже, что мы скажем: Благодарю Тебя, Господи!..
Как часто люди приходят ко мне, говоря: Я хочу причаститься, потому что мне
тяжело, потому что душа моя изныла, потому что жизнь во мне как-то уже не жизнь,
а полусмерть... Причащаемся мы тоже, чтобы от Бога взять как бы последнее: Его
жизнь, Его собственную жизнь, чтобы пожить мгновение, и растратить эту жизнь.
Святой Серафим Саровский говорил одному посетителю: Да, Бог слышит тебя, да, –
Бог исполняет твои молитвы: но разве ты не понимаешь, какой
ценой? – Всей жизнью, всей страстью, всей смертью,
всем сошествием во ад Сына Его
Единородного...
Подумаем и мы: не похожи ли мы на первых званых, которые отказались прийти,
потому что довольно им земли, не нужен
им Бог и небо? Или на тех, которые Бога вспоминают
только тогда, когда обездоленность дошла до предела, и они вдруг вспомнят или
обнаружат, что можно от Бога получить то, что они уже имели и растратили, – хоть
мгновение этим пожить, поживиться и вновь растратить? Как будет страшно – не
потому, что Бог нас отвергнет, не потому, что Он нас осудит, – когда мы станем
(когда-нибудь: на земле ли, после смерти ли) перед Богом и вдруг поймем,
как мы были любимы и как
мы были всю жизнь безразличны, забывчивы,
себялюбивы: как мы к Нему относились бесчеловечно... Подумаем об этом: пусть
проснется в нас все благородное и светлое: изумление перед Его любовью, перед
Его красотой и личностью, благодарность перед Его милостью и лаской и заботой,
тем уважением, с которым Он к нам относится, и если мы можем еще – ответим Ему
любовью. Сейчас еще есть время: как бы не пришел момент, когда мы скажем: о,
ужас, – поздно!.. Аминь. |