Митрополит Антоний Сурожский
Исцеление мальчика
(Мф 17: 14-22)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В сегодняшнем Евангелии мы еще и еще раз видим отчаянную
человеческую нужду - и
неспособность учеников Христовых исцелить человека... Как недавно мы читали в
Евангелии о том, что они чувствовали, что они не в состоянии накормить народ,
который окружает Христа; и спросили они: почему? Почему они так бессильны?
Почему не могут они помочь тем, которые с такой надеждой к ним приходят?
И Спаситель два вещи сказал. Сначала, до их вопрошания, Он
сказал: Приведите больного мальчика ко Мне. И это первое, что каждый из нас в
состоянии сделать. Когда перед нами нужда, болезнь, отчаяние и растерянность, мы
так часто стараемся своим умом помочь;
и порой, в какой-то мере, мы это можем
сделать. Но в конечном итоге, предельная гармония, цельность человека может быть
восстановлена только Самим Богом.
И поэтому мы должны помнить, что мы посланы в этот мир для
того, чтобы каждого нуждающегося привести к Самому Христу, стать настолько
прозрачными, настолько незаметными, чтобы люди вошли в общение со Христом,
потому что мы их за руку к Нему привели -
но и только.
Второй вопрос был поставлен конкретно учениками: Почему мы не
могли его исцелить?.. - Потому что
не хватило веры. Не веры в то, что у них есть сила это сделать, а веры в то, что
Бог может это сотворить, и что роль ученика в том, чтобы распахнуть как можно
шире дверь для Бога, чтобы Он мог вступить в жизнь и сотворить чудо.
Но для того, чтобы так быть способным поступить, как и
Спаситель им сказал, надо пройти путем молитвы и поста. Не поста в том смысле, в
котором мы о нем говорим так часто: воздержания в пище; а поста в том основном
смысле, в котором святые отцы понимают это слово: отказ -
или, вернее, свобода
- от всего того, что нас
порабощает; свобода от всего того, что нас прельщает, царственная независимость,
при которой мы можем до конца принадлежать Богу и быть способными к Нему
обернуться, и слушать, в глубинах нашего бытия, Его животворящее слово.
В этом и заключается, в конечном итоге, молитва: в том, чтобы
мы, стряхнув с себя все узы, забыв про землю, про небо и про себя ,
стали перед Богом в глубоком молчании,
слушая, вслушиваясь всем нашим существом в Его присутствие, в Его безмолвие, в
Его слово животворящее; и отвечая Ему порой только одним словом: Аминь! Да,
Господи, приемлю, да!..
И не напрасно в конце этого отрывка говорит нам Христос о
том, что Ему через несколько дней надлежит быть преданным в руки человеков,
которые озабочены только землей, и что они Его убьют, потому что такой свидетель
свободы в Боге невыносим для них. Это предел того, к чему Он зовет учеников:
Отрекитесь от себя до конца! Уйдите в Бога до конца —
тогда вы станете, вероятно, чуждыми тем
людям, для которых Бог чужд, в которых не живет подлинная жалость и любовь...
Следуйте Моему примеру, возьмите свой крест и последуйте за Мной
— но без страха! Потому что Я никуда вас не поведу, куда Сам не прошел, ни каким
путем, каким Сам Я не прошел, - и
этот путь, через крест, ведет к Воскресению. Аминь!
|
|