Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Как прекрасны и, на первый взгляд, как просты заключительные слова сегодняшнего
апостольского чтения: Друг друга тяготы носите, и так вы исполните закон
Христов... -но сколько в них требовательности к нам! Связывая эти слова со
Христом, - это означает, что мы должны быть готовы нести тяжесть каждого
человека, всякого, будь он нам друг или враг, представляется ли нам его тягота
величественной и благородной, или это ношение так же унизительно для нас, как
оно оскверняет самого человека.
Христос стал человеком и взял на Себя всю тяжесть не только нашего тварного
состояния, но и обстоятельства мира в его падшем состоянии, и больше того: Он
поднял на Себя бремя, сокрушающую тяжесть жизни каждого к Нему приходящего: не
только больных, не только тех, которые в нужде, не только тех, кто был чист и
подвергался гонению, но и тех, которые купались в грязи, тех, кто действительно,
как казалось другим, был плох в самой сердцевине их существа. Но сквозь темность,
ослеплявшую людей, Христос видел свет в глуби, Он видел Божественный образ,
запечатленный в самых глубинах каждого человека, и к этому образу Он обращался,
эту жизнь вечную, покоящуюся в каждом, Он прикосновением, словом пробуждал к
Своему присутствию.
Поэтому, слова Павла, что мы должны нести тяготы друг друга, означают, что мы
должны обернуться к нашему ближнему именно на основании готовности Христа
никогда не отвергнуть никого, никогда не увидеть ни в ком такого человека, для
которого нет больше надежды. Когда тяготы, которые нам дано нести, благородны,
трагичны, то нам кажется, что нам легко это сделать; легко испытать сочувствие и
сострадание к гонимым, быть полным сочувствия и сострадания к тем, кто в
отчаянной материальной нужде, кто в душевной муке или кто страдает тем или иным
образом. Легко, на мгновение, сострадать с теми, кто болен телесно; но насколько
труднее иметь чувство сострадания, устойчивое, неколеблющееся сострадание к тем,
кто болеет очень долго и
требует нашего внимания из недели в неделю, иногда годами, а иногда
десятилетиями. И тем более - к людям, которые расстроены умственно и нуждаются в
нашем внимании еще, может быть, больше, кому нужно, чтобы мы были рядом
постоянно, поистине несли их на наших плечах: кто из нас способен на это?
Но есть и еще один путь такого ношения тягот друг друга. Примеры, которые я вам
дал, были о тяготах, которые бременем лежат на других и которые нам предстоит
только разделить, и то на мгновение: мы только на несколько часов навещаем
больного; только короткое время несем тяготу тех, кто в душевной муке, в горе,
потому что, побыв с ними, поддержав их, выразив всю нашу подлинную
озабоченность, мы уйдем и сложим с себя эту тяготу, в то время как другой будет
нести ее дальше.
Но насколько бывает труднее, когда бремя ложится на нас самих, и такое бремя,
которое не облагораживает нас ни в наших собственных глазах, ни в глазах других,
но есть просто чистое, уродливое страдание, бедствие: неодобрительная нелюбовь
других, ненависть других, злословие и клевета, и много, много другого, чем наши
ближние могут сделать нашу жизнь почти невыносимой для нас. Как трудно тогда
думать о них не только как о причине гибели нашей жизни, но как о людях, которые
слепы, которые не понимают, что они делают... В ектениях мы молимся, прося Бога
быть милосердным к тем, кто ненавидит нас и творит нам злое, которые замышляют и
творят зло в отношении нас!
А как часто бывает, что люди и не замышляют ничего, и ничего в виду не имеют, но
просто и совершенно бездумны. И тогда, как трудно бывает увидеть этого человека
как кого-то, кого мы
должны поднять на себя, со всеми последствиями, и привести этого человека перед
Бога; привести перед Бога уродство, мелочность, бездумно намеренную жестокость -
принести это перед Бога и сказать: Прости, Господи! Они не знают, что они
делают!..
И вот, эти слова - такие прекрасные и такие вдохновляющие: несите тяготы друг
друга, и так вы исполните закон Христов - требуют от нас великодушия,
устойчивости и мужества, и уподобления Христу, далеко превосходящих то, что мы
обыкновенно готовы дать большинству людей, даже людям, которых мы любим, чьи
тяготы мы готовы поднять на время - а затем предоставляем нести их им самим...
И вот, давайте задумаемся о каждом человеке, знакомом нам, начиная с самых
близких, у которых на нас есть права или которые обременяют нас самым своим
существованием или тем, как они себя ведут. А за ними - всмотримся дальше, и
научимся принимать тяготу и нести ее, как Христос нес: до смерти на кресте.
Аминь. |