Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Мы сегодня празднуем день Всех святых земли сей и Ирландии.
Мало кто в нашей среде является беженцем в том смысле, в каком тысячи и тысячи
людей сейчас на Балканах являются изгнанниками и беженцами, и в том смысле, в
каком поколение моих родителей и прародителей и моё поколение оказались
беженцами, которым не было больше места на Родине, — им Родина грозила смертью,
тюрьмой, лагерем; и которым не было гражданства, потому что государственным
декретом мы были лишены даже права называться русскими.
И когда мы оказались на Западе — буду говорить об этой стране особо, но это
относится ко всем странам, куда нас привела беда, — мы встретили братьев и
сестёр. Мы встретили людей, которые сумели нас пожалеть, протянули нам руку
помощи, которые нас не отвергли — и почему? Потому что у нас было общее наследие
— вера во Христа. И потому что в каждой стране Запада были сонмы святых, которые
с нами разделяли исконную христианскую веру, исповеданную равно Западом и
Востоком, до разделения Востока и Запада. И так было изумительно дивно, видя
храмы в этой стране, во Франции, в Германии, во всех странах Запада, узнавать
имена святых, которые были западными святыми и которых мы почитали, не зная или
забывая, что они западные, а не русские, славянские святые.
Мы вдруг оказались в окружении своих собственных святых, и мы могли на чужбине
обращаться к своим, родным, молить о помощи, молить о защите, более того:
радоваться о том, что у нас здесь многочисленная семья единоверцев, которые
стоят у престола Божия и молятся о нас с состраданием, с любовью, с жалостью.
И с какой благодарностью мы оглядывались на людей, живущих в этой стране и в
других странах Запада, думая, что эти люди, потому что они веруют в Христа,
может быть, не совершенно одинаково с нами, но веруют не только словом, не
только мыслью, но всей жизнью своей, сохранили нам память и продолжают чтить тех
святых, которых мы на Родине чтили как бы издали. Как это было дивно! И поэтому
в день, когда мы празднуем Всех Святых в земле сей просиявших, с какой
благодарностью мы должны думать о бесчисленных людях, которые в течение истории
здесь сохранили их память, чтили их память, учились у них, как быть Христовыми.
И с какой благодарностью мы должны отнестись к этим святым.
И это меня побуждает сказать ещё нечто. Мы, христиане, друг от друга отделены;
действительно ли мы разделены? Мне вспоминается, как некто (сейчас даже не помню
кто) мне как-то говорил о христианском исконном единстве и последующем
разделении и о том, чего мы ожидаем и к чему мы устремлены. Он говорил, что
христианство похоже на лес. Все растения своими корнями уходят в землю, в ту же
землю, в ту же почву; их питает та же самая жизнь, которую Господь вложил в эту
землю. И потом вырастают стволы. И эти стволы уже идут параллельно; но куда они
стремятся? Они все устремлены к свету, к солнцу, к небу; и хотя они разделены
друг от друга расстоянием, однако они все исходят из единства корней и из
единства своего устремления. И если только мы будем работать на то, чтобы это
устремление было действительно, реально, то рано или поздно вершины деревьев
соединятся, и будет единство, единство с одной стороны — глубин, с другой
стороны — вершин. А пока — временное разделение, вызванное нашим недостоинством,
нашей греховностью.
Поэтому находясь здесь или в других странах, будем вспоминать тех святых,
которые принадлежат той же, неразделённой Церкви, которые принадлежат Христу, и
которые нас зовут ввысь, к небу, туда, где все будут едины. Аминь!
|