Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В Деяниях апостольских мы сегодня слышали, что когда приближался праздник
Пятидесятницы, Павел отправился в Иерусалим, чтобы быть вместе со всеми, кто в
этот самый день принял Святого Духа. Он был единственный из всех, кто не был в
Горнице, когда произошло это событие. Но Бог даровал ему подлинное, совершенное
обращение сердца и ума, и жизни, и подарил ему дар Святого Духа в ответ на его
всецелую, предельную отдачу самого себя Богу, Которого он не знал, но Которому
поклонялся.
Мы тоже находимся сейчас на пути к дню Пятидесятницы, на следующей неделе мы
будем праздновать это событие. Павел на пути размышлял о том, что с ним
приключилось в его путешествии из Иерусалима в Дамаск, а потом в даре Святого
Духа по молитве Анании. Нам тоже, каждому по отдельности и всем сообща, надо
задуматься о всем, что Бог дал нам. Он дал нам бытие и вдохнул в нас жизнь, - не
только жизнь тела, но жизнь, которая делает нас сродни Ему: Его собственную
жизнь. Он дал нам познать Себя Самого, Живого Бога, и дал нам встретить в
Евангелии и на путях жизни Своего Единородного Сына, Господа Иисуса Христа в
Крещении, в Миропомазании, в Причащении Телу и Крови Христовой, в тайне
безмолвного молитвенного общения, в минуты, когда Сам Бог близко-близко подходил
к нам, хотя в то мгновение мы о Нем и не думали: Он дал нам так много.
Проведем же эту неделю или хоть какие-то ее отрывки, размышляя о всем, что нам
дано, ставя перед собой вопрос, действительно ли мы ученики Христа. Мы знаем от
апостола Павла, что значит быть учеником. Павел сказал, что жизнь для него -
Христос, а смерть была бы приобретением, потому что пока он в теле, он отлучен
от Христа, Которого он любит, Который стал всем в его жизни, не только
временной, но на всю вечность. И однако, говорит Павел, он готов жить, не
умирать, потому что его присутствие на земле нужно другим... Это была мера его
приобщенности Христу. Это так волнующе ясно из параллели между короткой фразой в
Деяниях и другой фразой в Евангелии: и Господь Иисус Христос, и Его ученик
говорят, что теперь они идут обратно к Отцу, что время их отшествия настало. Его
жизнь во Христе созрела в такое отождествление с тем, что Христос означал, и
больше того: с тем, чем Христос был, что все, что относилось ко Христу, стало
приложимо и к нему. Поистине, для Павла жизнь была - Христос, и он тосковал по
смерти, но он научился от Бога чему-то большему, чем эта тоска по свободе, по
общению с Богом, Которому он поклонялся и служил с такой верностью. Он узнал,
что давать есть радость еще большая, чем получать, хотя он получил так много,
такого великого, такого святого, и он был готов продолжать жить, чтобы все это
отдавать.
Святые услышали Христа, говорящего: Никто не имеет любви большей, чем тот, кто
отдает жизнь за своих друзой... Павел, другие апостолы и бесчисленные святые
вслед за ними отдавали свою жизнь, истощали ее изо дня в день, забывая себя,
отвергая всякую мысль, всякую тревогу о себе, имея в помышлении только тех, кому
нужен был Бог, кому нужно было слово правды, кому нужна была Божия любовь. Они
жили для других: они давали так же щедро, как получили.
И мы тоже призваны научиться радости, ликующей, вдохновляющей, дивной радости
давать, отвернуться от себя, чтобы быть свободными давать, давать на всех
уровнях, и самое малое и самое великое. И этому нас может научить только сила
Духа Святого, которая соединяет нас Христу, сотворяет нас в единое с Ним тело, в
тело людей, связанных друг с другом в их полной общности, единых с Богом,
Который есть наше единство. Задумаемся над всем, что мы от Бога получили, и
поставим перед собой вопрос: что мы можем дать? Ему - так, чтобы Он мог
радоваться о нас, чтобы Он мог знать, что Он жил и умер не напрасно. И что мы
можем дать тем, кто вокруг нас, начиная с самого малого, самого скромного
подарка самым близким, и кончая тем, чтобы дать все, что мы только можем, тем,
которым нужно больше. И тогда действительно Пятидесятница придет как дар жизни,
который нас связует воедино, в единое тело, способное быть на земле для других
видением Царства, но также источником жизни и радости, так, чтобы подлинно наша
радость и радость всех, с кем мы встречаемся, исполнилась бы. Аминь.
|