Мне
хотелось бы поделиться с вами
некоторыми собственными мыслями по
вопросу о сомнении в области науки и
в области веры. Это для меня
чрезвычайно интересно и важно,
потому что я сам получил научное
образование и долгие годы был врачом,
а теперь являюсь священником. И мне
хотелось бы сказать именно о
творческом значении сомнения как для
верующего, так и для ученого.
Творческое значение сомнения
чрезвычайно важно для одного — в
области его веры, для другого — в
области его философского и научного
исследования жизни.
Часто
верующие пугаются сомнения. Им
кажется, что усомниться — это уже
изменить. На самом деле это далеко не
так. Сомнение появляется у человека
тогда, когда однообразность,
односторонность его мировоззрения
сталкивается с новыми фактами, —
фактами, которые ему представляет
жизнь, внутренний и внешний опыт. И
человек должен бы хвататься за
сомнение как за одну из самых
творческих возможностей внутреннего,
умственного и душевного, роста.
Усомниться вовсе не значит поставить
истину под вопрос, — это значит
ставить под вопрос свое очень
ограниченное представление об
истине. И в этом отношении всякий
человек, который не согласен отойти
от раз принятых представлений, будь
он материалист или верующий, с одной
стороны, будет дрожать при мысли о
сомнении, а с другой — никогда не
перерастет своей ограниченности.
Когда
ученый, исследователь построил на
основании всех существующих фактов
теорию или мировоззрение или
гипотезу, если он добросовестный
человек, если он хочет прогресса
науки, а не прославления своего имени,
он сразу же принимается за критику
своего же мировоззрения или гипотезы
и за дальнейшее исследование. И цель
его именно в том, чтобы обрести новые
факты, которые поставят под обстрел
его собственную теорию; иначе
сказать, родят сомнение, т.е.
двойственность в отношении к
существующему мировоззрению. И когда
он такие факты находит, он с радостью
в них углубляется, потому что тогда,
когда рухнет прежняя гипотеза,
откроется возможность построить
более истинное представление о вещах.
В этом отношении сомнение ученого
точно такое же творческое, как
сомнение верующего, и наоборот:
потому что предмет сомнения, которое
входит иногда в душу верующего, вовсе
не Бог, не истина, а ограниченное о
них представление. И поэтому
сомнение является одной из самых
сильных творческих сил внутреннего
роста и познавания мира как видимого,
так и невидимого. |