Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Четыре раза в году празднуем мы, поклоняемся мы животворящему и
страшному Кресту Господню. Один раз - во время Страстной Седмицы,
когда, читая Евангелия Страстей, мы видим, как возвышается перед
нами святое Распятие, Крест, на котором умер Господь с тем, чтобы мы
получили новую жизнь. Второй раз празднуем мы день Воздвижения
Креста Господня, когда мы вспоминаем о том, как Крест был найден и
как люди, впервые после свыше трех столетий, могли видеть тот
Крест, на котором умер Господь, прикоснуться ему, как святыне,
облобызать его с трепетом и любовью. Празднуем мы также и
происхождение Честных Древ, когда этот же Крест, вернее, небольшая
его частица, обносимая в зараженном смертной заразой
Константинополе, вернула город к здравию, к жизни, к надежде, и
обновила веру в Крест, в милость и любовь Господню. И сегодня, в
середине Поста, поклоняемся мы живоносному Господню Кресту.
Каждый из этих праздников несет на себе печать того времени или того
смысла, с которым он совершается. Мы с ужасом предстоим перед
Распятием в Великий Четверг, мы с изумлением и благодарностью,
ликующе совершаем Воздвижение и Происхождение Честных Древ. С
каким же чувством приступаем мы сегодня к поклонению Кресту
Господню?
Это поклонение совершается на полпути между началом Поста и
Страстной седмицей. О чем говорит нам этот Крест? Весь этот период
времени говорит нам о том, как Божественная благодать, Божественная
любовь, Божественная сила может претворить каждого из нас, освятить
каждого из нас, каждому дать новую жизнь, вечную жизнь, как это
случилось с тысячами и тысячами, миллионами людей до нас, святыми
прославленными и святыми нам неизвестными. Крест говорит нам теперь
о безмерной, об изумительной любви Божией. Ведь Бог стал человеком и
принял на Себя смерть по любви к нам, чтобы Его смертью мы были
спасены от отчаяния греха и от отчаяния смерти. Он все
человеческое взял на Себя, кроме греха, и все понес на хрупких и
могучих Своих человеческих плечах. Крест нам говорит о том, что мы
Богом так любимы, что Господь готов умереть, только бы
мы жили, только бы мы ожили от смерти греховной. Будучи так
любимыми, разве мы не можем в эти дни Поста, весны духовной,
действительно радоваться и ликовать? Мы можем, и поэтому вчера на
каноне пелся - не с такою славою, как будет петься в пасхальную
ночь, но с тихой, ликующей надеждой - пасхальный канон о Воскресении
Господнем. Это жизнь, это не смерть. Крест нам явлен сейчас как
надежда, как уверенность в Божией любви и в Его победе, как
уверенность в том, что мы так любимы, что все возможно, что мы можем
надеяться на все. Как это дивно: знать, что мы Богу так дороги!
Но Крест нам говорит собой и евангельским чтением и о другом. Он
говорит, что для того, чтобы жить этой жизнью, этой жизнью новой,
этой жизнью вечной, Божией собственной жизнью, надо все
пересмотреть. В Евангелии есть слова, обращенные Христом к нам:
"Если кто хочет по Мне идти, да отвержется себе, да возьмет крест
свой, и да грядет по Мне". Если кто хочет идти за Мной в вечность, в
торжество жизни, в царство любви, он должен последовать за Мной уже
теперь, на земле. А последовать за Христом, это значит вступить в
новую жизнь, в жизнь, где Бог и мой ближний мне дороже собственной
жизни, дороже себя самого. Начинается это с того, что, поняв
драгоценность Бога и драгоценность моего ближнего, я
действительно от себя могу отвернуться, себя отвергнуть, отбросить,
сказав себе: сойди с моего пути, не о тебе моя забота, есть вещи
более святые, более прекрасные, чем я сам.
И сказав это, мы берем на себя постепенное умирание, постепенное
отвержение себя. Отречение от себя значит, в последнем итоге,
научиться любить, а любить, это значит себя забыть до конца, не
существовать для себя. Это и значит умереть для того,
чтобы жить уже иной жизнью, которой границ нет, глубина которой
бездонна. А крест, который мы должны нести, это любовь, забота о
ближнем, тревога о нем, озабоченность о том, чтобы и в его жизни
совершилась Божия воля, т.е. чтобы к нему тоже пришла вечная жизнь,
вечная радость, ликование и торжество.
И еще об одном говорит нам Крест: о том, что все земные, обычные
наши, привычные оценки ложны. Во вчерашней службе читался отрывок,
молитва, где говорится о том, что Христос был распят между двумя
разбойниками. Вы помните, как один из разбойников Его поносил, а
другой, глядя на Его умирание, зная, кто умирает, т.е.
невинный человек, как он Его тогда видел, обратился к Нему с мольбой
о спасении. Первый, видя, как человеческая неправда засудила на
смерть невинного, отверг всякий человеческий суд, всякую ложную
человеческую справедливость, и возмутился духом, взбунтовался до
конца, и стал хулить и Самого Бога, Который такую неправду
может допустить. А другой, видя, что и Невинный погибает,
понял, что он осужден справедливо, что если и невинный может
погибнуть, то конечно, виновному достоит наказание и смерть. И он
обратился к этому Невинному, и молил его о милости и спасении; и это
спасение, эту милость Бог ему обещал - и даровал. Действительно,
поистине, кающийся разбойник в тот же день оказался со своим
Спасителем в раю.
Вот о чем нам говорит Крест, вот почему мы можем сегодня поклоняться
этому Кресту на полпути к Пасхе не с израненной душой, не с ужасом,
а с такой светлой надеждой. Но, вместе с этим, почему мы должны
последние недели Поста провести вдумчиво, пересмотреть жизнь еще
раз, новый суд произнести над всеми ценностями нашими, над всеми
наши оценками, и вступить в евангельский путь. Чтобы, когда мы
станем в Страстные дни перед ужасом крестных Страстей, мы могли
вместе со Христом пройти этот путь, а не быть только зрителями,
охваченными ужасом, и могли быть с Ним в ликовании победы и в ужасе
поклонения такой непостижимой Божественной любви. Аминь!
|