Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Мы празднуем сегодня день святых новомучеников и
исповедников Российских, праздник, который только что установлен
Архиерейским Собором Русской Церкви. Слава церковная — ее мученики,
потому что мученики веры это люди, которые оказались настолько
укоренены в любви к Богу и в любви к ближнему, что они были готовы
быть свидетелями перед всем миром о Божественной любви. И не только
любовь к Богу они проявили; это было личной их любовью. Но и любовь
к миру они проявили тоже, потому что они отдали свою жизнь для того,
чтобы иметь возможность всем людям, всем, кто только мог услышать их
глас, всем, кто мог услышать об их подвиге, засвидетельствовать о
том, что Бог есть Бог любви, и что у Него есть на земле свидетели,
настолько убежденные в Его правде и в любви Его, что они готовы
отдать и всю жизнь свою во свидетельство тому.
И поэтому мы сегодня с глубочайшим трепетом будем
впервые совершать этот молебен в нашем храме. Мы всех упомянуть не
можем; но мы упомянем тех, которых Русский Собор выдвинул как
светочей, как первых, которые пострадали до крови, до мученичества,
и открыли путь этот, кровавый и спасительный, для тысяч и тысяч
других свидетелей Христа и любви Божией к людям. Мы будем вспоминать
патриарха Тихона, митрополита Киевского Владимира, который был
первой жертвой революционных убийц, митрополита Вениамина
Петроградского и Гдовского, вместе с его сподвижниками, из которых
только двое будут упомянуты, но который был окружен множеством
других, с ним пострадавших. И, наконец. Великую Княгиню
Елисавету Феодоровну с монахиней Варварой, которые пострадали и
отдали свою жизнь во свидетельство своей веры и во свидетельство
того, что они любят народ свой, неразлучны с ним и готовы
ему свидетельствовать, перед ним свидетельствовать до крови о
том, что Бог есть, и что Он есть любовь, и что Богу можно довериться
не только жизнью, но и смертью своей.
Они нам должны служить примером; с нас
никто не требует сейчас кровавой жертвы, но каждый из нас может
отдать свою жизнь Богу и отдать свою жизнь ближнему; и порой эта
жертва — тяжкая. Мне вспоминается один из русских епископов, Владыка
Фотий, который мне сказал: "С тех пор, как Каин убил Авеля,
все Каины земли стремятся уничтожить всех Авелей; но Авели научились
одному: что они должны хоть немножко остаться живыми для того, чтобы
пронести факел веры, зажечь другие души, и тогда умереть".
Многие так умирали; мне вспоминаются не только
взрослые, не только подвижники, имена которых мы знаем; но
мне вспоминается ребенок, 11-летний мальчик, который в 30-ые годы
сказал своим родителям, что он услышал зов Божий, который ему
повелевает уйти в одиночество, в лес, для того, чтобы молиться о
спасении России. И мальчик ушел, и навсегда исчез; он был встречен
один только раз крестьянином, который в лес пошел рубить дрова;
стоял перед ним мальчик лет 12-13, который ему сказал: "Батюшка,
найди мне пару сапог! Я уже три года стою в зимнюю пору с ногами во
снегу — и мне это так тяжко!" Этот крестьянин ему принес сапоги,
мальчик исчез и никогда не вернулся. Но он стоит перед Богом теперь
и молится за родную землю, за которую Господь его поставил
молитвенником.
Будем сегодня молиться от всей души, чтобы
благодать Господня сошла на нашу Русскую землю, чтобы свет веры на
ней просиял, чтобы верность, не только на словах, но во всех путях
жизни в ней проявилась, чтобы Русь наша стала Домом Животворящей
Троицы. И мы должны принести и свой вклад — верностью Богу,
верностью Родине, верностью друг другу, готовностью отдать свою
жизнь для того, чтобы другой человек зажегся верой, радостью,
надеждой. Аминь.
|