Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Мы празднуем в нощь сию рождениe в наш грешный, темный, порой
страшный мир Живого Бога в образe Господа нашего Иисуса Христа.
С какой радостью с каким трепетом мы ожидаем рождения всякого
младенца, с какой радостью мы говорим: «Человек родился в свет».
Каждый из нас рождается из небытия, вступая из ничего в бытие
сначала временное, а потом и вечное. И совершается это как торжество
любви его отца и матери, торжество любви, которое вводит человека в
жизнь с тем, чтобы из времени он перешел в вечность.
И вот Сын Божий рождается в нашу жизнь; но не от любви мужчины к
женщине, Матери Своей к мужу, а от непостижимой любви Божией к нам,
людям, и от неизмеримой веры, преданности, от изумительного
послушания и любви к Богу Пресвятой, Пречистой Девы Марии. Как
всякий младенец, вступающий в жизнь, Сын Божий, покоящийся в
вечности и вступающий во время, вступает в него хрупким Младенцем,
беззащитным, уязвимым; как всякий младенец, является как бы иконой,
образом любви воплощенной, так и Сын Божий являет реальность
Божественной любви и человеческого ответа на эту любовь. Бог отдает
Своего Сына - да, на земную жизнь, но также и на смерть! На смерть,
которая Ему всем чужда, с которой у Него ничего общего нет, потому
что смерть является плодом нашей отчужденности от Бога, смерть - это
плод греха, мертвость души, которая за собой влечет и умирание тела.
Воплощенный же Бог, Богочеловек Господь Иисус Христос и при рождении
Своем уже бессмертен: и Он принимает смертность, желая во всем
отождествиться с нами, людьми, быть с нами заодно, не отлучаясь ни
от любви Божией, ни от единства с Ним, чтобы жить нашей жизнью, но
жизнью очищенной, прозрачной ко всему светлому, и умереть нашей
греховной смертью. Да! Он умирает нашей смертью, не Своей, потому
что - как может Вечная Жизнь умереть?.. Но Он приобщается нам и
умирает.
Но в Своем рождении Он к каждому из нас, так же как в древности к
современным Ему людям, обращается с вопросом: Как отнесетесь вы к
беззащитности любви? Как отнесетесь вы к невинности, к предельной
уязвимости, к той любви, которая себя всецело, без колебания, отдает
нам?
И мы знаем, как проходила эта ночь. Иосиф и Пречистая Дева стучались
во всякую дверь в надежде на приют, чтобы Она могла под человеческим
кровом родить Своего ребенка... Но каждая дверь перед ними
закрывалась, потому что каждой семье было хорошо без них: не хотел
никто чужого человека... И эти странники нашли себе приют в пещере,
где были ясли для животных; и сами животные, которые, по слову
Священного Писания, невинно страдают от человеческого греха, невинно
принимали Христа.
Кто еще принимал Его? Ангелы Божии с трепетом и ужасом смотрели на
то, как вечный Бог делается пленником времени, как Бессмертный
делается добычей, жертвой наступающей смерти. Ангелы Божии
поклонялись в ужасе Богу, ставшему человеком.
И волхвы - люди мудрые, люди ученые, которых сама мудрость и
ученость привели к изумлению перед сотворенным миром и к открытию
Живого Бога; знание, мудрость, искушенность в науке их привели ко
Христу. Так и теперь, тысячи людей, изверившись в безбожии,
изверившись во всем том, что только материально, только земное,
отвергнув кумиров, требующих крови и жертв, обращаются к Живому
Богу, таинственному, глубокому, мудрому, исполненному ласки и любви.
И пастухи пришли к этим яслям под руководством ангелов: люди
простые, чистого, незатемненного сердца тоже узнали во Младенце,
лежащем в яслях, Живого Бога, пришедшего в мир. «С нами Бог» назвал
Его ангел, - они это познали.
Со вступлением Христа в мир весь мир стал иным; перестал этот мир
стоять лицом к лицу - либо враждебно, либо с тоской - перед далеким,
непостижимым, слишком для него великим Богом. С пришествием Христа
Бог, ставший человеком, стал живой силой этого мира! И когда мы
читаем учение Христа в Евангелии, когда читаем Его жизнь, Его слова,
Его действия, да - мы понимаем, мы можем понять, что Христос
является единственным человеком в полном смысле этого слова; потому
что человек только тогда делается собой в полном смысле этого слова,
когда он неразлучно, до самых глубин своих соединен с Богом,
перерастает себя и делается богоподобным.
То, что Евангелие нам открывает о Христе, обращено и к верующему и к
неверующему, потому что мы все, верующие и неверующее, в одно
несомненно верим - в человека. И во Христе мы видим человека
совершенного, мирного, победоносного, готового по любви Свою жизнь
до конца истощить, отдать для других.
И это нам урок. Не сказал ли Он нам: «Пример Я вам даю, чтобы вы ему
следовали»? А как мы живем? Христианская вера - не мировоззрение, а
жизнь: надо жить по Евангелию, надо жить, как Евангелие нас учит;
иначе каждое наше слово о вере является ложью! Не Христос ли нам
сказал, что на суд придут люди, не исполнившие Евангелие, в которое
они будто бы верили, и Он им скажет: «Отойдите от Меня, - Я вас не
знаю!» И они скажут: Разве мы не молились в Твоих храмах? Разве мы
не верили Тебе?.. И Он ответит им: Отойдите от Меня, говорившие Мне:
Господи, Господи, но не исполнившие Мои заповеди, не последовавшие
Моему примеру, не ставшие людьми - каждый из вас живым, достойным
человеком!..
Вступим же теперь во время, когда это стало возможным и на Западе и
на просторах нашей Родины, когда свобода дышать дана, когда вера
имеет право себя провозглашать! Войдем в этот путь - подвига, не
исповедуя Бога устами, не являя Его простой и порой пустой
проповедью, но жизнью. Станем такими людьми, чтобы, глядя на нас,
всякий мог задаться вопросом: чем он живет? Почему он так не похож
на меня, тусклого, скучного, порабощенного?! Откуда у него эта
свобода, это величие?! - чтобы всякий человек, ставя этот вопрос,
обратился к нам и спросил: Во что же ты веришь? Где твое
вдохновение? Откуда у тебя сила жить так, как ты живешь?.. И когда
мы сами станем живым вопросом для людей, сможем мы дать ответ:
Христос - моя сила, Бог и Господь! Аминь!
|