Во имя Отца и Сына и Святого Духа
Исцеление Спасителем Христом в субботний день женщины, которая 18
лег была согнута болезнью - один из многих примеров подобного
исцеления именно в день субботний, т.е. в день, когда по
израильскому закону человеку не полагалось совершать никаких дел:
полагалось отдыхать. Этот отдых был установлен как бы символом того,
что в седьмой день Господь почил от дел Своих, когда сотворил мир.
Этот день субботний, этот седьмой день был днем, когда человек
должен был отдохнуть: т.е. не только отвернуться от тех трудов,
которые приносили ему наживу или были всецело обращены к земле, но
собрать в себе новые силы жизни. Такое же установление было и о
земле: седьмой год был годом отдыха земли;поле, которое пахали шесть
лет, на седьмой год не пахали, давали ему отдохнуть, и только на
восьмой год - т.е. в первый год новой седмицы - его вновь
вспахивали. И опять: центр тяжести этого закона в том, чтобы
собрались новые жизненные силы в этот год и могли бы расцвести.
И те исключения, относящиеся к отдыху седьмого дни, которые мы
находим в Ветхом Завете, именно те, которые упоминает Спаситель,
направлены к тому же: в день субботний разрешалось отвязать своего
осла, своего вола, вести свой скот на водопой, потому что это был
день, когда жизнь должна была восторжествовать над трудом; не
праздный отдых, а собирание жизненных сил. И Христос так часто
совершает чудо в этот седьмой день, как бы подчеркивая, что в
седьмой день должна вернуться жизнь, должна вернуться цельность,
должна вернуться сила всем, кто ее утратил, всем, в ком она начинает
погасать.
Но есть еще и другое значение, как мне кажется, этому чудотворению
Христову в седьмой день. Когда Бог почил от дел Своих, Он не оставил
сотворенную Им землю, сотворенный Им космос на произвол судьбы; Он
продолжал окружать его заботой и любовью. Но конкретную заботу о
земле Он вручил человеку, который принадлежит как бы двум мирам. С
одной стороны, он от земли, он принадлежит всему ряду живых существ,
которые Бог сотворил. А с другой стороны, он принадлежит миру
духовному; он не только создан по образу и подобию Божию, но в нем
живет дух, который делает его своим и родным Самому Богу. И
призвание человека было в том, как говорит св. Максим Исповедник,
чтобы, будучи одновременно гражданином Царства Духа и гражданином
земли, соединить землю и небо, так, чтобы земля была пронизана
Божественным присутствием, пронизана была духом жизни. Седьмой день
- это вся история, во главе которой должен был стоять человек, как
бы путеводя весь мир в Царство Божие.
Но человек этого своего призвания не исполнил; он изменил и Богу, и
земле, и себе, и своему ближнему; и он предал землю под власть
темных сил; он совершил предательство. И земля, и исторические
судьбы ее, и личная судьба человека уже под властью сил зла. И когда
родился Христос, единственный безгрешный, единственный подлинный,
истинный человек, Он стал средоточием истории, Он стал главой
сотворенного мира, Он стал его путеводителем. И поэтому столько
чудес совершается Им именно в субботний день, тот день, который есть
символ всей человеческой истории. Этими чудесами Он говорит о том,
что порядок подлинной истории в Нем восстановлен, и Им
восстанавливается везде, где человек отвернется от зла, перестанет
быть предателем, и войдет в труд Божий о претворении земного мира в
мир небесный. Аминь.
|