Митрополит Антоний Сурожский
ПРИТЧА О СЕЯТЕЛЕ
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Есть в Евангелии место, где Христос нам говорит:
Блюдите, как слышите - т.е. обратите внимание на то, как вы слышите
слово, которое до вас доходит.
Нам всегда кажется, что мы слушаем, понимаем; но вот
сегодня перед нами вновь, может быть, в сотый раз, читалась притча о
сеятеле - и что? Она такая ясная, она такая привычная; казалось бы,
нам даже и не нужно ее вновь слышать, мы могли бы ее повторить,
рассказать, объяснить. Но кто из нас может сказать, что он
ею сколько-то живет? И
вот тут слова Христовы: Будьте осторожны, как вы слышите слово Божие,
- не напрасны. Мы слышим и помним; слышим слухом и помним головной
памятью. Но доходит ли это слово до нашего сердца? А вместе с этим,
если не коснется до нашего сердца живое слово, оно только прозвучит
в нашей мысли и никакого плода не принесет.
Задумаемся над этим. Есть бесконечное количество
евангельских отрывков, которые мы так любим, которые так прекрасны,
которые мы так хорошо знаем, которые мы могли бы всякому рассказать
и всякому объяснить; но не встанут ли они в какой-нибудь день или в
судный день перед нами упреком? - не потому, что мы не понимали, а
потому именно, что понимали и все-таки этим не жили нисколько…
Сегодняшняя притча об этом именно и говорит. Есть
люди, у которых сердце глубокое, которое было глубоко вспахано
страданием и состраданием, любовью, горем, до которого дошло
сознание страшного одиночества человека, когда нет Бога в его жизни.
В такое сердце Божие слово падает, как семя, и принимается доброй
землей, глубоко оно заходит, пускает корни, оживает всем опытом
жизни этого человека: и страданием, и радостью - всем питается, и
прорастает, и приносит плод.
Но как мало таких слов принесли плод в жизни каждого
из нас: в моей жизни, и вероятно, несомненно, в вашей жизни. Сколько
раз мы слышали живое слово Божие, которое нас всколыхнуло,
взволновало; и через мгновение, еще до выхода из церкви, нас унесло
потоком пустых мыслей, сплетен, болтовни - и мы опустошены; ничего
не осталось. От этого ростка, который мог бы подняться и принести
плод, не осталось ничего, потому что самое семя унесено ветром, как
бурей, унесено чужим пустым словом и нашим пустословием.
А иногда удержалось это слово, как будто упало в
трещину того камня, который мы несем в себе, который мы называем
нашим сердцем, нашим сознанием. И оно удержалось, и начинает
всходить; но и тут недолго ему прожить, потому что корня ему не
пустить в каменное, жесткое, холодное сердце. И умирает это слово.
Поднялось, как будто, и была надежда, что плод принесет - и ничего
не осталось...
А бывает и сердце глубокое, которое может это слово
принять; и у каждого из нас есть такое глубокое сердце - только мы
даем ему зачерстветь, охладеть. Это сердце приходится жизни, людям,
Богу как бы молотом дробить, чтобы хоть трещина образовалась, чтобы
под корой замерзлости, окаменелости проглянула та плодотворная земля ,
которая может принести
плод. Подумайте о словах Христовых "Слушайте!" - и задумайтесь над
тем, как мы слышим: напрасно? Себе в суд и во осуждение? Или - в
жизнь вечную?
И как милосерд Христос! Он нам говорит, что
некоторым дано понять; другим
не понимаемое ими
разъясняют, чтобы они поняли; а иным - не надо разъяснять, потому
что если они поймут головой и отвергнут сердцем - какова будет их
ответственность!.. Иисус Христос говорит: для таких говорится
притчами, чтобы они слушали и не слышали: как бы от этого холодного,
мертвого понимания ума, от такой мертвой головной веры человек не
был осужден. Притча раскрывается перед нами в меру нашей открытости
и понятливости. А понятливость - в сердце, не в голове; опытом
жизни, кровью добывается понимание слов Божиих...
Вот подумаем в течение всей этой недели: кто мы в
этой притче? Куда падает зерно? Куда падает слово Христово? В
терние, которое его заглушит, убьет, задушит? На камень, где оно
взрастет и умрет от зноя и от сухости? Или при дороге, откуда унесет
его ветер и где оно будет разнесено всеми хищниками жизни? Или в
сердце доброе?... А если сердце наше не таково - поставим перед
собой вопрос, как же этот камень раздробить, как же к жизни вернуть
охолодевшее сердце. Аминь.
|
|