Митрополит Антоний Сурожский
СВЕТИЛЬНИК ТЕЛУ ЕСТЬ ОКО
Матф., 6, 22-33.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы встречаемся с миром, мы познаём мир через посредство наших чувств; и через наши чувства мы не только соприкасаемся с миром, но мы также вовлечены в него, все наши чувства приводят нас в контакт с миром вещей, со всеми вещами вокруг нас и тоже непосредственно вовлекают нас в ощущения и впечатления, которые изменяют нас подчас очень глубоко.

Зрение наше, о котором Господь говорит сегодня в Своем Евангелии есть единственный путь, которым мы можем познавать мир с ясностью, в полном покое всех сил нашего человеческого существа, но при условии, как говорит Господь, чтобы око наше было цельным, чтобы оно было светлым, чтобы оно допускало только свет проникать в наше познавание через него.

Один из современных английских писателей дает нам два образа, которые, я думаю, помогут нам понять нечто из этого отрывка Евангелия. В книге "Канун Всех Святых" Чарльз Вильямс представляет нам молодую женщину, которая погибла в катастрофе и чья душа постепенно находит свой путь в новом мире, в который она попала. Она оказывается стоящей на берегу Темзы; она смотрит на её воды и внезапно видит эти воды Темзы как она никогда не видела их в прошлом, когда ее душа была облечена в тело; тогда у неё было отвращение к этим темным, жирным, загрязненным водам, потому что ее воображение немедленно связывало их с прикосновением и непосредственным ощущением тела.

Но теперь эта душа свободна от тела, и она видит воды Темзы свободно, как они есть, как факт; она видит, что эти воды - такие точно какими они должны быть как воды реки, текущей через большой город, собирая всю нечистоту и унося её. И потому что у нее нет больше обычного отвращения тела и воображения, эта душа, через тусклость этих вод, начинает видеть в них новую и новую глубину; глубже тусклой поверхности она открывает слой более чистых вод, более просвечивающих, и за их пределом и глубже - совсем прозрачный слой; и в сердце этих вод, что текут через большой город - и этот город также призван однажды стать Градом Божиим - она видит струю несказанно сияющей воды, воду вечной жизни, первобытную воду, созданную Богом, воду, о которой Христос говорит с женщиной-самарянкой; и потому что она была свободна от личной реакции и отвращения, погибшая женщина могла видеть сквозь темную поверхность всё более светлые слои.

Из-за того, что мы постоянно вовлечены в само-сосредоточенные реакции, мы через слои света умудряемся где-то видеть темноту, которую подчас мы создаём или воображаем; потому что око наше темно мы пилим тьму и неспособны видеть глубь, прозрачность и сияние.

Другой образ, который мы находим в той же книге, быть может, еще трагичнее. Эта молодая женщина видит себя на одном из больших мостов; она знает, что этот мост не может быть пустым, что люди идут, автобусы едут, кругом жизнь, и, однако, она не видит и не воспринимает ничего из этого, потому что находясь вне тела она может видеть только те вещи и тех людей, с которыми она связана любовью, а поскольку она не любит никого, кроме своего мужа, она слепа ко всем вещам вокруг себя, кругом пустота, ничто.

И только по мере того, как она осознает, через ту малую любовь, которая у нее была в жизни, любовь вообще, и, по связи с этой единой любовью, как бы мала она ни была, - с другими людьми и другими вещами, которые ей были дороги, она начинает видеть.

Не так ли мы живём? Мы окружены светом, и мы ничего не видны кроме преходящих теней, или пустоты; как часто человек проходит через нашу жизнь, не оставив ни следа, проходит незамеченным несмотря на то, что была нужда, или была лучезарная красота; но для нас это не имело значения, в нашем сердце ничего не было, чем бы мы могли отозваться, и мы находимся в пустыне даже когда окружены богатством.

И это тоже происходит от того, как мы смотрим; мы смотрим без любви и мы ничего не видим, потому что только любовь может открыть нам вещи; и, опять же, мы способны видеть темным и злым взором: как часто мы придаем злые истолкования вещам, которые мы видим! Вместо того, чтобы воспринимать их как факты, мы видим в силу, в меру понимания нашей помраченной души и искаженного опыта. Как часто мы перетолковываем действия и слова людей, потому что смотрим заведомо помраченным оком!

И вот, сегодняшние Христовы слова призывают нас очень осторожно относиться к тому, как мы смотрим и видим; мы должны помнить, что если мы не видим ничего, это очень часто происходит от нашей слепоты; если мы видим зло, это происходит от внутренней нашей помраченности; если у нас отвращение к вещам, это так часто происходит от того, что мы сосредоточены на самих себе и не можем смотреть со спокойствием и чистотой сердца. Потому что, в конечном итоге, мы видим не только нашими физическими очами, которые передают нам впечатление, мы видим также сердцем, которое может видеть Бега только если оно чисто, и не только Бога в Его таинственном бывании, но Бога в Его присутствии через благодать и красоту. Святой Исаак Сирин говорит, что человек, у которого ясное око и чистое сердце уже не видит мрака в мире, потому что мрак заменило сияние божественной благодати, действующей и покоящейся на всём, как бы мрачно оно ни было.

Научимся же хотя бы этому уроку из Евангелия. Будем осторожны, чтобы видеть с чистотой, истолковывать с чистотой сердца и действовать из недр любви, и тогда мы будем способны и свободны видеть прозрачность и сияние мира и в мире, и любить его, и служить ему, и быть в этом мире, на том месте, которое назначил нам Христос, благословляя в Его имя, веруя всему, надеясь на всё и никогда не переставая любить, даже если любовь означает положить свою жизнь: либо жизнь ветхого Адама, который должен умереть, чтобы новый Адам жил, либо жизнь нового Адама, который кладет свою жизнь, чтобы мир и другие могли жить. Аминь.



Электронная библиотека "Митрополит Сурожский Антоний"
Telegram-канал "Антоний Сурожский. Проповеди"
Книги Митрополита Антония Сурожского на OZON
 

/ Рейтинг@Mail.ru