Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Мы встречаемся с миром, мы познаём мир через посредство наших
чувств; и через наши чувства мы не только соприкасаемся с миром,
но мы также вовлечены в него, все наши чувства приводят нас в
контакт с миром вещей, со всеми вещами вокруг нас и тоже
непосредственно вовлекают нас в ощущения и впечатления, которые
изменяют нас подчас очень глубоко.
Зрение наше, о котором Господь говорит сегодня в Своем Евангелии
есть единственный путь, которым мы можем познавать мир с ясностью,
в полном покое всех сил нашего человеческого существа, но при
условии, как говорит Господь, чтобы око наше было цельным, чтобы
оно было светлым, чтобы оно допускало только свет проникать в наше
познавание через него.
Один из современных английских писателей дает нам два образа,
которые, я думаю, помогут нам понять нечто из этого отрывка
Евангелия. В книге "Канун Всех Святых" Чарльз Вильямс представляет
нам молодую женщину, которая погибла в катастрофе и чья душа
постепенно находит свой путь в новом мире, в который она попала.
Она оказывается стоящей на берегу Темзы; она смотрит на её воды и
внезапно видит эти воды Темзы как она никогда не видела их в
прошлом, когда ее душа была облечена в тело; тогда у неё было
отвращение к этим темным, жирным, загрязненным водам, потому что
ее воображение немедленно связывало их с прикосновением и
непосредственным ощущением тела.
Но теперь эта душа свободна от тела, и она видит воды Темзы
свободно, как они есть, как факт; она видит, что эти воды - такие
точно какими они должны быть как воды реки, текущей через большой
город, собирая всю нечистоту и унося её. И потому что у нее нет
больше обычного отвращения тела и воображения, эта душа, через
тусклость этих вод, начинает видеть в них новую и новую глубину;
глубже тусклой поверхности она открывает слой более чистых вод,
более просвечивающих, и за их пределом и глубже - совсем
прозрачный слой; и в сердце этих вод, что текут через большой
город - и этот город также призван однажды стать Градом Божиим -
она видит струю несказанно сияющей воды, воду вечной жизни,
первобытную воду, созданную Богом, воду, о которой Христос говорит
с женщиной-самарянкой; и потому что она была свободна от личной
реакции и отвращения, погибшая женщина могла видеть сквозь темную
поверхность всё более светлые слои.
Из-за того, что мы постоянно вовлечены в само-сосредоточенные
реакции, мы через слои света умудряемся где-то видеть темноту,
которую подчас мы создаём или воображаем; потому что око наше
темно мы пилим тьму и неспособны видеть глубь, прозрачность и
сияние.
Другой образ, который мы находим в той же книге, быть может, еще
трагичнее. Эта молодая женщина видит себя на одном из больших
мостов; она знает, что этот мост не может быть пустым, что люди
идут, автобусы едут, кругом жизнь, и, однако, она не видит и не
воспринимает ничего из этого, потому что находясь вне тела она
может видеть только те вещи и тех людей, с которыми она связана
любовью, а поскольку она не любит никого, кроме своего мужа, она
слепа ко всем вещам вокруг себя, кругом пустота, ничто.
И только по мере того, как она осознает, через ту малую любовь,
которая у нее была в жизни, любовь вообще, и, по связи с этой
единой любовью, как бы мала она ни была, - с другими людьми и
другими вещами, которые ей были дороги, она начинает видеть.
Не так ли мы живём? Мы окружены светом, и мы ничего не видны кроме
преходящих теней, или пустоты; как часто человек проходит через
нашу жизнь, не оставив ни следа, проходит незамеченным несмотря на
то, что была нужда, или была лучезарная красота; но для нас это не
имело значения, в нашем сердце ничего не было, чем бы мы могли
отозваться, и мы находимся в пустыне даже когда окружены
богатством.
И это тоже происходит от того, как мы смотрим; мы смотрим без
любви и мы ничего не видим, потому что только любовь может открыть
нам вещи; и, опять же, мы способны видеть темным и злым взором:
как часто мы придаем злые истолкования вещам, которые мы видим!
Вместо того, чтобы воспринимать их как факты, мы видим в силу, в
меру понимания нашей помраченной души и искаженного опыта. Как
часто мы перетолковываем действия и слова людей, потому что
смотрим заведомо помраченным оком!
И вот, сегодняшние Христовы слова призывают нас очень осторожно
относиться к тому, как мы смотрим и видим; мы должны помнить, что
если мы не видим ничего, это очень часто происходит от нашей
слепоты; если мы видим зло, это происходит от внутренней нашей
помраченности; если у нас отвращение к вещам, это так часто
происходит от того, что мы сосредоточены на самих себе и не можем
смотреть со спокойствием и чистотой сердца. Потому что, в конечном
итоге, мы видим не только нашими физическими очами, которые
передают нам впечатление, мы видим также сердцем, которое может
видеть Бега только если оно чисто, и не только Бога в Его
таинственном бывании, но Бога в Его присутствии через благодать и
красоту. Святой Исаак Сирин говорит, что человек, у которого ясное
око и чистое сердце уже не видит мрака в мире, потому что мрак
заменило сияние божественной благодати, действующей и покоящейся
на всём, как бы мрачно оно ни было.
Научимся же хотя бы этому уроку из Евангелия. Будем осторожны,
чтобы видеть с чистотой, истолковывать с чистотой сердца и
действовать из недр любви, и тогда мы будем способны и свободны
видеть прозрачность и сияние мира и в мире, и любить его, и
служить ему, и быть в этом мире, на том месте, которое назначил
нам Христос, благословляя в Его имя, веруя всему, надеясь на всё и
никогда не переставая любить, даже если любовь означает положить
свою жизнь: либо жизнь ветхого Адама, который должен умереть,
чтобы новый Адам жил, либо жизнь нового Адама, который кладет свою
жизнь, чтобы мир и другие могли жить.