Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Церковь сегодня, среди других святых, вспоминает святого Григория
Паламу. Святой Григорий жил в 14-м веке, и из поздних святых он -
один из самых великих по тому откровению о человеке и о Боге,
которое содержит его учение. Выражая опыт Православной Церкви и
особенно подвижников Афона всех первых 14-ти веков, он
провозгласил учение о величии человека и о непостижимой близости
Божией. Его учение относилось к благодати; он учил о том, что
благодать не является просто тварным даром, которым Господь
обогащает тех, которые Ему верны, которые Его любят, а что
благодать - это Самый Бог, как бы переливающийся через край Своего
Божественного и непостижимого существования, достигающего до нас,
как волна морская, охватывающего нас и приобщающего нас к Самому
Божеству. В этом он по-новому говорил старые, древние слова ап.
Петра, который говорит нам о том, что мы призваны стать
причастниками самой Божественной природы, так соединиться с Богом,
чтобы самое Божество Его пронизывало нас душевно, телесно, чтобы
мы были бы как железо, пронизанное огнем, чтобы мы горели и сияли
этим Божественным присутствием...
Какая это радость, какое это диво! И как благодарны мы можем быть
тем подвижникам, которые так очистили свою душу и плоть, так
освятились Божественной близостью, что они нам могли открыть такую
тайну о том, что человек достаточно велик, чтобы вместить
Божественное присутствие; больше чем вместить, - не только быть
храмом Божества, не только быть сосудом Его присутствия, но быть
им пронизанным так, что Бог и человек соединяются в одну тайну,
хотя человек остается собой и Бог не вмещается ни в какие рамки...
Это говорит тоже о милости и о любви Божией. Мы колеблемся друг ко
другу подойти близко, мы колеблемся общаться на глубинах. Бог не
боится, Он отдаётся до конца, на земле - жизнью и крестной
смертью, а в вечности - приобщением нас через Христа, силой и
благодатью Святого Духа, к Себе Самому... И тогда мы можем понять,
что еще давным-давно, за двенадцать веков до Григория Паламы
говорил святой Ириной Лионский, что слава, как бы сияние Божие,
это человек, достигший полной своей меры. Он говорил также и о
том, что наше призвание - так соединиться со Христом, так принять
Святого Духа, так быть охваченными Божественным огнем, что мы
делаемся со Христом одно тело, Глава которого - Он, но члены
которого - мы, так что в конечный день будет только одно
человечество, один Человек во множественности лиц, и что этот
Человек по отношению к Отцу будет Единородным Его Сыном. Аминь. |