Исцеление Спасителем Христом в субботний день женщины, которая 18 лет
была согнута болезнью, – один из многих примеров подобных исцелений
именно в день субботний, то есть в день, когда по израильскому закону
человеку не полагалось совершать никаких дел: полагалось отдыхать.
Этот отдых был установлен как бы символом того, что в седьмой день
Господь почил от дел Своих, когда сотворил мир. Этот день субботний,
этот седьмой день был днем, когда человек должен был отдохнуть: то
есть не только отвернуться от тех трудов, которые приносили ему наживу
или были всецело обращены к земле, но собрать в себе новые силы жизни.
Такое же установление было и о земле: седьмой год был годом отдыха
земли; поле, которое пахали шесть лет, на седьмой год не пахали,
давали ему отдохнуть, и только на восьмой год, то есть в первый год
новой седмицы, его вновь вспахивали. И опять: центр тяжести этого
закона в том, чтобы собрались новые жизненные силы в этот год и могли
бы расцвести.
И те исключения, относящиеся к отдыху седьмого дня, которые мы находим
в Ветхом Завете, именно те, которые упоминает Спаситель, направлены к
тому же: в день субботний разрешалось отвязать своего осла, своего
вола, вести свой скот на водопой, потому что это был день, когда
жизнь должна была восторжествовать над трудом: не праздный отдых,
а собирание жизненных сил. И Христос так часто совершает чудо в этот
седьмой день, как бы подчеркивая, что в седьмой день должна вернуться
жизнь, должна вернуться сила всем, кто ее утратил, всем, в ком она
начинала погасать.
Но есть еще и другое значение, как мне кажется, этому чудотворению
Христову в седьмой день. Когда Бог почил от дел Своих, Он не оставил
сотворенную Им землю, сотворенный Им космос на произвол судьбы: Он
продолжал окружать его заботой и любовью. Но конкретную заботу о земле
Он вручил человеку, который принадлежит как бы двум мирам. С одной
стороны, он от земли, он принадлежит всему ряду живых существ, которые
Бог сотворил. А с другой стороны, человек принадлежит миру духовному;
он не только создан по образу и подобию Божию, но в нем живет дух,
который делает его своим и родным Самому Богу. И призвание человека
было в том, как говорит святой Максим Исповедник, чтобы, будучи
одновременно гражданином Царства Духа и гражданином земли, соединить
землю и Небо так, чтобы земля была пронизана Божественным
присутствием, пронизана была духом жизни. Седьмой день – это вся
история, во главе которой должен был стоять человек, как бы путеводя
весь мир в Царство Божие.
Но человек своего призвания не исполнил; он изменил и Богу, и земле, и
своему ближнему; он предал землю под власть темных сил, он совершил
предательство. И земля, и исторические судьбы ее, и личная судьба
человека уже под властью сил зла. И когда родился Христос,
единственный безгрешный, единственный подлинный, истинный Человек, Он
стал средоточием истории, Он стал главой сотворенного мира, Он стал
его путеводителем. И поэтому столько чудес совершается Им именно в
субботний день, тот день, который есть символ всей человеческой
истории. Этими чудесами Он говорит о том, что порядок подлинной
истории в Нем восстановлен и Им восстанавливается везде, где человек
отвернется от зла, перестанет быть предателем и войдет в труд Божий о
претворении