Мы
живем в такое время, когда христиане представляют собой все убывающее
меньшинство, и в этом меньшинстве мы, православные, составляем малую общину, как
в среде христиан, так и среди секуляризованного мира. И как мы робеем, как мы
робеем заявить себя тем, чем мы являемся, как мало в нас решимости стоять в
своем христианском качестве перед лицом мира, чуждого нам и чуждого Христу,
нашему Богу, нашему Спасителю, нашему Господу и брату по человечеству! Как мы
робеем заявить о своей вере, как мы робеем жить согласно ясным диктатам
Евангелия и явить не только на словах, но всей нашей жизнью, что мы – и в мире и
не от мира, что мы – предвестники Царства Божия, народ, посланный в мир, чтобы
покорить его Богу: но не силой, а отдавая свою жизнь за мир.
И
вот жизнь святой Ольги, память которой мы чтим сегодня, должна быть для нас и
судом, и вдохновением. Ольга была христианкой за два поколения до Крещения Руси;
она была христианкой в одиночку, среди царедворцев своего мужа, который презирал
христианство как религию слабых, потешался над ним и вместе со своими
соратниками высмеивал и княгиню Ольгу и ее веру. И она стояла, в одиночку, и
никогда не поколебалась; она не робела заявить о том, кто она есть, она
провозглашала свою веру в одного, Единого Бога, Господа господствующих и Царя
царствующих, но также и Спасителя мира.
Какой это для нас урок! Мы живем в мире, который подчас осмеивает нас, который
живет, как если бы евангельские ценности утратили всякий смысл, но реальная
опасность нам не угрожает. А сейчас существуют страны, где христианином быть
опасно; еще не так давно заявить себе христианином в России могло быть опасным и
могло сулить беду и для себя самого, и для семьи, и для друзей; и однако люди
стояли неколебимо и веровали. И, по примеру святой Ольги, выстояли женщины;
женщины спасли Церковь в России своим героизмом и своей готовностью принять
страдания и отдать жизнь за нее, за Бога.
Мы
должны очень серьезно задуматься над своей боязливостью, над своими страхами и
поставить перед собой вопрос: отчего это так? Потому ли, что мы вообще так
боязливы, потому ли, что страх так глубоко въелся в нашу плоть и в нашу кровь?
Или же мы все еще ничего не поняли? Или мы забыли, кто для нас Господь Иисус
Христос, и Ему место только где-то на задворках нашей жизни, но не в сердцевине
ее, и Он не царит как Господь и Бог в наших сердцах и умах, и во всей нашей
жизни? Мы должны спросить себя, что Он для нас значит, если мы так испуганы от
усмешки, от язвительного замечания, от пренебрежительного отношения – ведь
ничего более опасного с нами не произойдет в тех условиях, в которых мы живем.
Разве так мы относимся к людям, которых мы действительно любим, когда над ними
насмехаются, когда их опорочивают, бранят? Разве мы тогда молчим, разве мы
поддакиваем толпе, оставляя стоять в одиночестве тех, кого мы любим? Разве мы
допустим, чтобы имя нашей матери, невесты, мужа или жены или самого дорогого
друга произносилось с насмешкой и сопровождалось непристойной, унижающей шуткой?
Нет, мы не снесли бы этого, по крайней мере, я надеюсь, что никто из нас не стал
бы терпеть этого! И в то же время мы так легко и спокойно сносим это, когда речь
идет о Христе, о Боге и о Его правде, о том, чтобы жить по-Божьи! Означает ли
это, что столько людей и столько вещей для нас бесконечно более значительны, чем
Тот Бог, Который так нас возлюбил, что призвал к бытию с тем, чтобы отдать нам
Себя в руки; и когда мы отвернулись от Него, каждый из нас и все мы сообща,
вместе – пришел в мир, чтобы разделить нашу судьбу, жить и умереть за нас и
вместе с нами...
Задумаемся над этим, потому что, вот, стоит и высится перед нами во весь рост
образ святой Ольги, одинокой в море язычников – не в таком обществе, которое,
как наше, уже несет в себе евангельскую за-кваску и где у нас столько общего с
нынешними язычниками. Она стояла в одиночку и не поколебалась; и потому что она
так выстояла, она смогла передать своему внуку Владимиру такое видение мира,
которое никогда не поблекло и не дало ему покоя, пока он не нашел ответа. Она
раскрыла перед ним новое измерение человечества и пробудила в нем голод по вещам
более великим, более правдивым и более святым, чем ложные боги, которых почитал
его отец со своим окружением. И потому что она была способна выстоять среди
насмешек царедворцев своего мужа, ее внук открылся Богу во Христе и своим
обращением распахнул сердца миллионов людей и просторы земли Российской
господству и воцарению в ней Христа Спасителя.
Научимся же от этой женщины, хрупкой и более сильной, чем все мужчины, – как
Матерь Божия, бывшая сильнее всякой боязни и всякого колебания; научимся стоять
в одиночку и провозглашать нашу веру – не на словах, слова больше никого не
убеждают, люди наслышались слишком много обманчивых, красивых слов, – но живя
по-Божьему, как собственный народ Христов. Аминь!
Равноапостольный князь Владимир
Святой Апостол Павел в одном из своих посланий говорит: Поминайте наставников
ваших, которые открыли вам тайны веры... И вот сегодня мы вспоминаем князя
Владимира: как историческая личность князь Владимир был сложным человеком, и в
нем мы видим всю сложность человеческой души, человеческой жизни, когда она
возникает из сложных, стихийных недр язычества, чтобы встретиться лицом к лицу с
Евангелием, с Самим Христом. Сложная историческая личность, полная порывов зла,
добра; человек, который, вдруг оказавшись христианином, сумел в этой полутьме
переживаний и жизни оценить Евангелие как самое драгоценное, что может быть у
человека, Христа – как единственного, Кому можно подчиниться до конца и служить,
и который захотел дать эту драгоценность и этого Господа всему своему народу.
Каждый православный народ особенно чтит первого из своих князей и царей, который
дал своей стране Христа. На грани язычества и христианства, там, где бушуют
страсти, где борьба порой бывает самая трагическая и страшная, всегда стоит
человек, который имел мужество весь народ свой посвятить Богу и всему народу
дать Спасителя. За это мы благодарим князя Владимира, за это мы его вспоминаем;
и вместе с этим каким утешением является такая личность, как он, для каждого из
нас – грешного, слабого, порой порывистого в вере, непостоянного в добре, –
когда мы видим, что такой же, как мы, человек смог открыть Бога, и так глубинно,
так потрясающе измениться во всем.
Но
мы вспоминаем сегодня не только князя Владимира; мы вспоминаем еще отца
Владимира Феокритова, который до меня был здесь настоятелем. Многие были его
духовными детьми, многие его еще помнят благодарным сердцем. Он был человеком
редкой цельности, кристальной чистоты; и он сумел построить этот приход на
основании, положенном его предшественниками, в такой цельности и правде, на
которых стоим мы и теперь. Мы должны ему быть благодарны за то, что у нас есть,
и поэтому в конце службы мы отслужим по нему панихиду, вспомним духовных его
детей, теперь усопших, и помолимся о том, чтобы по его молитвам и мы выросли в
ту меру цельности и величия, примером каковых он был для нас. Аминь.